Содержание воды в коже предложили определять с помощью света

Первые тесты технологии прошли на моделях ткани кожи

ТАСС, 14 января. Ученые предложили использовать новый оптоакустический метод для отслеживания содержания воды в коже. Этот способ менее травматичен и более точен по сравнению с аналогами. Его могут использовать в травматологии, дерматологии и в косметологии, пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий. Статью с описанием метода опубликовал Journal of Biophotonics.

Избыток или нехватка воды в кожном покрове может быть признаком различных патологий, например, отека, вызванного скоплением жидкости, или обезвоживания, которое может вызывать проблемы, в том числе косметического характера. Сейчас для мониторинга содержания воды в коже используются электрические, механические и спектроскопические методы, однако точных неинвазивных методов, которые удовлетворяли бы клиническим требованиям по разрешающей способности и глубине зондирования, до сих пор не существует.

"Метод оптоакустической спектроскопии безопасен для клинического использования, поскольку количество поглощаемой биологической тканью энергии, необходимой для детекции акустического сигнала, относительно невелико", – объяснил соавтор статьи, профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Горин.

Во время оптоакустического мониторинга ткань подвергают импульсному световому излучению. При поглощении излучения происходит термоупругое расширение ткани, которое служит источником ультразвукового сигнала. Предыдущие исследования показали, что метод оптоакустической спектроскопии позволяет определять содержание гемоглобина, меланина и воды в тканях. В новой работе исследователи решили выяснить, можно ли этот метод использовать на моделях тканей и на коже добровольца in vivo (в живой среде).

Для эксперимента ученые приготовили двухслойные модели ткани кожи из желатина и молока, а в некоторых из них, изменив содержание воды, имитировали отек. Они также протестировали оптоакустический метод на запястьях здорового добровольца, у которого не было признаков отека. Полученные результаты, как отмечают ученые, соответствовали ранее опубликованным данным о содержании воды в коже, что говорит о возможности применения оптоакустического метода в клинической практике.

Исследователям также удалось определить оптимальные длины волн для оптоакустического мониторинга содержания воды в коже. На следующем этапе ученые планируют провести аналогичные эксперименты in vivo на реальных отеках, а также использовать несколько длин волн лазера для генерации сигнала, чтобы попытаться получить количественную оценку содержания воды в различных слоях кожи.