Приливы связали с повторными толчками землетрясений

Ученые надеются, что благодаря этому открытию смогут лучше предсказывать землетрясения

ТАСС, 29 декабря. Российские ученые выяснили, что из-за приливов повторные толчки землетрясений могут происходить реже или чаще. Это может происходить из-за того, что приливы могут менять поведение газа и воды в разломах тектонических плит, пишет пресс-служба Российского научного фонда (РНФ). Результаты исследования опубликовал научный журнал Frontiers in Earth Science.

Приливы и отливы происходят из-за того, что гравитационных сил, которые возникают благодаря постоянному движению Луны, Земли и Солнца друг относительно друга. Еще более значимую роль приливные силы играют в жизни спутников газовых гигантов, недра которых разогреваются в результате их взаимодействий с планетами.

Из-за этого геологи уже долго дискутируют о том, влияют ли приливные силы на силу, частоту и другие свойства землетрясений и как именно это происходит. Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Однако в последние годы ученые пришли к выводу, что приливные силы влияют на землетрясения опосредованно, воздействуя то, как ведут себя газообразные и жидкие включения в недрах Земли.

В новом исследовании Петр Шебалин и Алексей Баранов изучали, как приливы и отливы могли влиять на количество воды в недрах тех регионов у берегов Камчатки и Новой Зеландии, где нередко происходят землетрясения.

Для этого ученые проанализировали, как протекали последние 16 и 15 крупных землетрясений и связанные с ними повторные толчки у берегов и того и другого региона в промежутке между 1971 и 2013 годом и 1979 и 2016 годом. Они сопоставили эти данные с высотой водяного столба в те моменты, когда происходили все изученные ими подземные толчки.

При анализе этих данных ученые исходили из простого соображения – если приливные силы не влияют на частоту повторных толчков, то их количество будет со временем убывать, подчиняясь так называемому закону Омори. Если же их поведение будет отклоняться от этой закономерности, то приливы и отливы так или иначе воздействуют на землетрясения.

Как оказалось, закон Омори действительно нарушался. Однако характер отклонений зависел от того, как возникало первичное землетрясение. К примеру, для нормальных землетрясений, очаг которых находится на глубине до 70 км, частота афтершоков повышалась при низком уровне водяного столба во время отливов. По мнению ученых, это было связано с тем, что в таких случаях уменьшалось напряжение, направленное перпендикулярно плоскости скольжения плит, в результате чего трение между плитами уменьшалось.

"К примеру, когда происходит большой прилив, вода создает избыточное давление и проникает по трещинам, даже микротрещинам, в разлом плит. Создаваемое в результате этого повышенное поровое давление облегчает проскальзывание плит вдоль бортов разлома", – пояснил Шебалин.

Приливы увеличивали частоту повторных толчков во время так называемых надвиговых землетрясений, которые начинаются из-за разрыва и смещения одного из пластов пород. Российские исследователи считают, что в таких случаях частота землетрясений росла из-за повышения давления жидкостей и газов внутри пор в этом пласте пород.

Авторы исследования предполагают, что их результаты помогут сейсмологам точнее оценивать опасность будущих землетрясений, а также лучше понимать, что спровоцировало уже произошедшие подземные толчки.