Астронавт NASA: без полета Гагарина не было бы нынешней программы МКС

ВАШИНГТОН, 9 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Лебедев/. Полет Юрия Гагарина всегда будет считаться важнейшим событием для всего человечества, без которого не было бы дальнейшего освоения космического пространства, в том числе нынешней программы Международной космической станции с участием многих стран. Такое мнение выразил в беседе с корр. ИТАР-ТАСС прославленный американский астронавт генерал-лейтенант ВВС США в отставке Томас Стаффорд в связи с отмечаемым сегодня 80-летием со дня рождения первого космонавта планеты.

"Это был огромный шаг", - сказал он по поводу исторического полета Гагарина. В апреле 1961 года Стаффорду, служившему тогда военным летчиком-испытателем, было 30 лет. Поэтому он отлично помнит, насколько "бурную реакцию" в его стране вызвало известие о запуске Советским Союзом пилотируемого корабля. "В Америке все задавали тогда вопрос: "Почему не мы?" - с улыбкой вспоминает о соперничестве двух сверхдержав бывший астронавт. К тому времени НАСА почти завершило подготовку к первому суборбитальному полету, но смогло отправить Алана Шепарда в такое путешествие лишь 5 мая 1961 года.

А на следующий год во второй отряд астронавтов NASA был приглашен и Стаффорд. По его словам, каких-либо подробностей советской космической программы, в том числе технических деталей полета Юрия Гагарина, они практически не знали. Приходилось идти своим путем и опираться на собственный опыт. "США и СССР тогда не вели сотрудничество в космосе и держали всю информацию об этом в секрете друг от друга", - отметил генерал.

"Но впечатление, которое произвел тогда на всех полет Гагарина, было огромным, и мы с большим вниманием старались относиться ко всему, что удавалось об этом услышать. Так же, как и к полетам следующих советских космонавтов - Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича", - рассказал Стаффорд. По его мнению, успехи космической программы СССР подталкивали к более активной работе и США. "Наверное, без этого не было бы и американской программы "Аполлон", выдвинутой в 1962 году президентом Джоном Кеннеди и нацеленной на отправку человека на Луну", - добавил бывший астронавт.

Он гордится, что в 1975 году ему довелось вместе с Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном участвовать в первом советско-американском космическом проекте "Союз-Аполлон", и признается, что с тех пор всегда считал и Алексея Леонова, и недавно ушедшего из жизни Валерия Кубасова больше чем просто друзьями. "Они для меня, как братья", - признался 83-летний ветеран, напомнив, что стыковка на орбите космических кораблей двух стран имела огромное символическое значение и стала возможной благодаря существовавшей тогда политике разрядки в отношениях между СССР и странами Запада. "Возможно, впоследствии это открыло путь к нынешней программе МКС", - предположил Стаффорд.

Он также совершил два путешествия на кораблях "Джемини" и командовал "Аполлоном-10", который, совершив облет Луны, подготовил следующую экспедицию, завершившуюся высадкой человека на поверхность естественного спутника Земли. Стаффорд удостоен многих американских наград, в том числе медали NASA. А в 2011 году в Москве ему была вручена российская медаль "За заслуги в освоении космоса". Произошло это 12 апреля - в очередную годовщину полета Юрия Гагарина.