Восточные специи начали завозить на Ближний Восток почти 4 тыс. лет назад

Это может говорить о том, что уже в то время существовали развитые торговые маршруты между Индией, Китаем и Средиземноморьем

ТАСС, 22 декабря. Археологи нашли первые свидетельства того, что восточноазиатские фрукты и специи начали завозить в Средиземноморье почти четыре тысячи лет назад. На это указывает химический состав зубного камня древних жителей южного Леванта. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Историки считают, что Великий шелковый путь и другие торговые маршруты, связывающие Европу и Азию, появились около двух тысяч лет назад. Они появились благодаря возникновению на территории современного Китая Ханьской империи, а также других централизованных государств в Центральной Азии и Европе, которые начали торговать друг с другом.

Оказалось, что подобные торговые пути могли существовать гораздо раньше – примерно 3,7 тыс. лет назад. К такому выводу пришли археолог из Мюнхенского университета (Германия) Филипп Стокхаммер и его коллеги.

Они изучали диету древних обитателей Ближнего Востока – жителей крупного торгового центра Мегиддо и поселения Тель-Эрани, в котором жили земледельцы и местная знать. По этому исследователи пытались понять, какую роль в жизни этих людей могли играть товары, завезенные из других уголков мира.

Стокхаммер и его коллеги анализировали фрагменты зубов, которые принадлежали 16 жителям Мегиддо и Тель-Эрани. Исследователи изучили химический состав зубного камня, надеясь, что в нем сохранились следы белковых молекул, связанных с конкретными видами пищи и других продуктов человеческой цивилизации.

Они нашли следы не только пшеницы и фиников, но и более экзотических продуктов: бананов, куркумы, проса, кунжута и сои. В то время подобные продукты на Ближнем Востоке не выращивали. Скорее всего, их завезли туда из Южной или Восточной Азии.

Соответственно, если подобными продуктами питались и жители торгового города, и предположительно изолированного сельскохозяйственного поселения, это может говорить о развитых торговых маршрутах, которые соединяли Средиземноморье и Азию. То есть купцы из Леванта, Индии и Китая начали контактировать друг с другом еще до того, как Вавилон пал под ударами хеттов, а египетское Новое Царство стало угасать.

Стокхаммер и его коллеги надеются, что дальнейшие находки подобного же рода помогут понять, какие еще продукты и специи завозили в Левант из Азии, а также оценить масштабы этой торговли и ее влияние на распространение бананов, проса и кунжута по Северной Африке и всему Средиземноморью в целом.