Ученые определили температуру, при которой жизнь деревьев резко сокращается

Ученые предполагают, что это происходит из-за того, что деревьям приходится тратить больше ресурсов на охлаждение

ТАСС, 15 декабря. Климатологи выяснили, что если средняя температура воздуха поднимается выше в 25,4 °С, это негативно влияет на жизнь деревьев в тропиках, резко сокращая их жизнь. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые считают, что глобальное потепление и связанное с ним увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере в целом благотворно повлияют на растения. В большинстве случаев благодаря этому фотосинтез станет эффективнее, что позволит растениям запасать больше питательных веществ и быстрее расти.

Это считаются безусловным плюсом для сельского хозяйства и выживания человечества. Однако подобные соображения основаны на предпосылке о том, что увеличение концентрации СО2 в атмосфере Земли не изменит ничего, кроме продуктивности растений. Исследования последних лет показывают, что из-за уменьшения количества осадков и числа опылителей, а также увеличения числа вредителей урожай оливок, кофе, кукурузы и многих других растений уже в этом столетии резко уменьшится.

В новом исследовании профессор Университета Лидса (Великобритания) Мануэль Глоор и его коллеги открыли еще один негативный эффект, связанный с глобальным потеплением. В ходе работы они изучали структуру годичных колец более ста тысяч деревьев из самых разных регионов мира.

Новая угроза для лесов

По толщине, цвету и другим характеристикам годичных колец деревьев можно понять, с какой скоростью они росли, а также какие негативные факторы, в том числе засухи и непогода, влияли на их жизнь. Руководствуясь этой идеей, исследователи сопоставили структуру колец деревьев, которые растут в разных климатических поясах.

Оказалось, что в тропиках деревья росли примерно в два раза быстрее, чем в умеренных широтах. При этом в среднем они жили гораздо меньше: тропические деревья – около 186 лет, а растения из умеренных широт часто доживали и до 300.

Как показал дальнейший анализ, частично это было связано с тем, что продолжительность жизни деревьев резко падала, если средняя температура воздуха поднималась до 25,4 °С. Климатологи пока не могут точно сказать, почему это происходит. Они лишь предполагают, что это связано с тем, что в таких условиях растениям приходится тратить больше воды и других ресурсов на охлаждение листьев и других тканей.

По мнению Глоора и его коллег, это явление может объяснять, почему деревья в Амазонии в последние годы стали гибнуть чаще даже при учете негативного воздействия засух и последствий систематических вырубок лесов. Ученые ожидают, что нечто похожее в ближайшее время начнет происходить в бассейне реки Конго и других тропических регионах Африки, где средняя температура воздуха пока не достигает в 25,4 °С.