Лицевая опухоль тасманийского дьявола начала терять агрессивность

Если раньше одно зараженное животное передавало рак трем-четырем другим, то теперь эта пропорция уменьшилась до 1:1

ТАСС, 10 декабря. Молекулярные биологи из США изучили динамику распространения лицевой опухоли тасманийского дьявола и пришли к выводу, что она стала реже передаваться от одной особи к другой. Это говорит о том, что крупнейшие сумчатые хищники могут пережить эпидемию этой болезни. Статью с выводами ученых опубликовал научный журнал Science.

"У нас теперь есть повод для осторожного оптимизма. Конечно, численность дьяволов и плотность их населения будет значительно ниже, чем раньше, однако теперь нам кажется, что их полное вымирание, предсказанное десять лет назад, вряд ли состоится", – отметил один из авторов исследования, профессор Университета штата Вашингтон (США) Эндрю Шторфер.

Лицеая опухоль тасманийского дьявола (DFTD) представляет собой заразную разновидность рака. Примерно в середине 1990-х она начала распространяться среди тасманийских дьяволов – небольших сумчатых хищников, которые встречаются только на острове Тасмания.

За первые десятилетия XXI века болезнь уничтожила до 95% популяции этих животных. Ученые не обнаружили у тасманийских дьяволов иммунитета к DFTD. Поэтому многие ученые прогнозируют, что эта опухоль в ближайшие десять лет полностью уничтожит дикие популяции этих хищников. Однако результаты нового исследования говорят, что этого скорее всего не произойдет.

Надежда на спасение

Шторфер и его коллеги изучили, как за последние годы менялся характер распространения DFTD. Кроме того они сравнили между собой геномы 51 образца этой опухоли, которые взяли из тел тасманийских дьяволов, погибших в промежутке между 2003 и 2018 годами.

Сопоставляя эти данные, ученые пытались выяснить, какие подвиды лицевой опухоли доминируют среди дьяволов и как изменилась динамика их распространения за недавнее время. Это крайне важно для того, чтобы защитить те регионы Тасмании, куда болезнь еще не проникла.

Ученые выделили 28 часто меняющихся генов, мутации в которых показывали, как лицевая опухоль распространялась и насколько она была агрессивна. После этого авторы работы проследили, насколько широко те были распространены в разных регионах острова, а также проанализировали, как менялась частота встречаемости этих "опечаток" в ДНК с течением времени.

К большому удивлению биологов оказалось, что агрессивность DFTD, то есть скорость распространения болезни и частота ее передачи другим особям, за последние годы резко снизилась. В конце 1990 годов и в начале XXI века каждое зараженное животное передавало рак трем-четырем другим. Сейчас он в среднем передает его только одному сородичу.

Это означает, что эпидемическая ситуация в популяции сумчатых хищников сейчас стабилизировалась, так как количество зараженных особей не растет, а остается примерно тем же. Почему это случилось, биологи пока не могут сказать. Они предполагают, что дьяволы начали приспосабливаться к распространению рака.

"Похоже, что активные меры борьбы с DFTD не будут нужны и могут даже оказаться опасными. Похоже, что популяции дьяволов начали вырабатывать стойкость или даже иммунитет к этой опухоли. Если мы попытаемся пополнить их большим количеством здоровых, но никогда не встречавшихся с DFTD особей, мы "разбавим" генофонд и снизим только что сформировавшуюся стойкость этих популяции к раку", – подытожил Шторфер.