Ученые нашли способ сохранить работоспособность мозга после травм и на фоне недосыпа

Такие нарушения могут встречаться у участников военных операций, а также у тех, кто работает в ночные смены

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Ученые Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета (ШБМ ДВФУ) с коллегами из Италии, Испании и Швеции выяснили, как защитить мозг после черепно-мозговых травм на фоне длительных нарушений сна. Разработанная методика подходит для лечения людей среднего и пенсионного возраста, а также участников боевых действий, сообщили ТАСС в пресс-службе ДВФУ. Результаты исследования международного коллектива ученых опубликованы в журнале Progress in Brain Research.

"Исследователи смоделировали нарушения в работе мозга при легкой черепно-мозговой травме на фоне длительных предшествующих нарушений сна, определили, какие гормоны и белки влияют на развитие нейродегенеративных процессов и предложили методику их компенсации через доставку лекарственных веществ с помощью нанокристаллов двуокиси тиатана. Терапевтическая технология направлена на защиту нейронов и поможет минимизировать утрату функций интеллекта и деградацию тканей мозга", - говорится в сообщении.

По словам заведующего лабораторией молекулярной и клеточной нейробиологии департамента фармации и фармакологии ШМБ ДВФУ Игоря Брюховецкого, нарушения работы мозга, о которых идет речь, могут встречаться у участников военных операций, во время которых люди сталкиваются с длительным недостатком или полным отсутствием сна. На таком фоне черепно-мозговая травма даже легкой степени грозит неблагоприятными последствиями для здоровья.

"Однако гораздо чаще подобный тип нарушений более характерен для людей среднего возраста с сосудистыми заболеваниями центральной нервной системы и начальными признаками нарушения мозгового кровообращения - теми вещами, которые в запущенном случае приводят к инсульту. У таких людей в результате сотрясения мозга или гипертонического криза, состояния, вызванного чрезмерным повышением артериального давления, могут быть запущены нейродегенеративные процессы, ведущие к прогрессирующему нарушению интеллекта", - пояснил ученый, слова которого приводятся в сообщении.

По его словам, в группу риска также входят те, кто работает в ночные смены, включая специалистов сферы здравоохранения. У них нарушения сна также влекут за собой повышенную угрозу развития нейродегенеративных процессов в случае черепно-мозговой травмы даже легкой степени тяжести.

Нанокапсулы двуокиси титана

По данным авторов исследования, и в случае черепно-мозговой травмы, и в случае длительных нарушений сна, а также при их сочетании снижается выработка меланоцит-стимулирующего гормона и так называемого нейротрофического фактора мозга - белка, кодируемого геном BDNF. Последний ген стимулирует и поддерживает развитие нейронов.

Ученые отмечают, что эти вещества можно доставлять в мозг извне. Для этого они предложили использовать нанокапсулы двуокиси титана с церебролизином (сбалансированная композиция нескольких белков и фрагментов пептидов) и меланоцит-стимулирующим гормоном. Нанокапсулы сочетают с трансплантацией в мозг стволовых клеток из костного мозга самого пациента, которые в дальнейшем способны превращаться в клетки различного вида.

"Предложенная методика позволит защитить нейроны мозга и минимизировать масштабы когнитивной дисфункции - утраты уже приобретенных знаний и навыков и невозможность приобрести новые - и неврологического ущерба", - пояснили в ДВФУ, добавив, что именно двуокись титана обеспечивает наилучший терапевтический эффект от доставляемых веществ.

Результаты работы, как отмечают исследователи, особенно актуальны в контексте мирового тренда на повышение пенсионного возраста. Этот процесс связан, с одной стороны, с постарением населения в ряде стран Европы, Азии и Северной Америки, с другой - с ранним развитием гипертонии и нарушением толерантности к глюкозе у сравнительно молодых людей. Медицинским ответом на этот тренд могут стать новые нейропротективные и органосохраняющие технологии - превентивные меры для сохранения трудоспособности и интеллекта.