В межзвездной среде нашли новый тип пучков электронов

Ударные волны разгоняют их до околосветовых скоростей
Космический аппарат "Вояджер-1" NASA/JPL-Caltech
Описание
Космический аппарат "Вояджер-1"
© NASA/JPL-Caltech

ТАСС, 3 декабря. Анализируя данные космических аппаратов "Вояджер-1" и "Вояджер-2", ученые обнаружили ранее неизвестные типы пучков электронов, которые образуются в межзвездной среде благодаря взаимодействию выбросов солнечной плазмы и магнитных полей. Статью с описанием исследования принял к публикации Astronomical Journal.

NASA запустило космические аппараты "Вояджер-1" и "Вояджер-2" в конце 1970 годов для изучения планет-гигантов и окраин Солнечной системы. Они собрали огромное количество информации о Юпитере, Сатурне, Уране и Нептуне, а также обнаружили у них несколько новых спутников.

"Вояджер-1" остается самым далеким от Земли космическим аппаратом. Он удалился от нашей планеты на расстоянии в 22,6 млрд км, или 151,5 астрономических единиц – так ученые называют среднюю дистанцию между Землей и Солнцем. В конце августа 2012 года "Вояджер-1" покинул гелиосферу – "пузырь" из плазмы солнечного ветра, который окружает Солнечную систему.

Второй аппарат, "Вояджер-2", покинул пределы гелиосферы в декабре 2018 года, когда он находился на расстоянии в 119 астрономических единиц от Земли. Для ученых это было гораздо важнее, потому что благодаря "Вояджеру-2" они впервые измерили свойства межзвездной среды.

Это привело к неожиданному открытию. Почти сразу после выхода в межзвездную среду инструменты "Вояджеров" обнаружили в межзвездном пространстве пучки электронов неизвестной природы, которые двигались с околосветовыми скоростями.

Дальнейшие наблюдения и данные других приборов показали, что эти разогнанные частицы были связаны с ударными волнами, которые попадали в межзвездную среду вместе с корональными выбросами и другими проявлениями активности Солнца. "Вояджеров" эти волны достигали через несколько недель после порожденных ими пучков электронов.

Выходя за пределы гелиосферы, эти скопления плазмы начинали взаимодействовать с магнитным полем межзвездной среды. В результате присутствующие в них электроны ускорялись примерно в 670 раз.

"Мы давно знаем, что ударные волны могут ускорять частицы. Однако в данном случае речь идет о ранее неизвестном механизме этого ускорения. Вдобавок мы обнаружили подобные пучки частиц в совершенно новой для нас среде – межзвездном пространстве. По своим свойствам оно сильно отличается от солнечного ветра, где это явление уже изучался", – объяснил Гарнетт.

Астрофизики предполагают, что схожие процессы управляют поведением космических лучей и других заряженных частиц после взрывов сверхновых, а также играют важную роль во вспышечной активности некоторых типов переменных звезд. Соответственно, их изучение с помощью "Вояджеров" поможет ученым понять, как ведут себя остатки сверхновых и как возникают многие типы космических лучей, потенциально представляющих угрозу для жизни астронавтов и космонавтов.