У обитателей соляных озер нашли способность менять рацион для адаптации к соседям

Оказалось, что галоархеи могут вступать в симбиоз со своими наноразмерными соседями

ТАСС, 25 ноября. Изучение обитающих в соляных озерах одноклеточных организмов (галоархей и архей) показало, что при помещении в одну среду представители первого класса могут начать питаться полисахаридами, которые вырабатывает соседнее сообщество микроорганизмов. Об этом пишет пресс-служба Курчатовского института. Результаты исследования опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы изучили геномы каждого из микроорганизмов и выяснили, что наноразмерные археи питаются сложными углеводами (гликогеном и крахмалом), а галоархеи – хитином. Проследив поведение образцов при "совместном проживании", которое не встречается в природе, ученые заметили, что галоархеи могут менять необходимые для существования продукты, подстраиваясь под партнера. Оказалось, что если в окружающей их среде нет хитина, эти бактерии могут питаться продуктами жизнедеятельности архей.

Открытый исследователями механизм симбиоза позволяет лучше понять, как устроена жизнь микроорганизмов в экстремальных средах обитания. Помимо российских специалистов в работе приняли участие ученые из Италии, Испании и Великобритании.

"Соляные озера интересны тем, что там живут микробные сообщества, приспособленные к аномальным условиям обитания. Исследования таких экстремофильных микроорганизмов важны не только для фундаментальной науки, но и для развития новых прикладных направлений. Изучение их геномов и метаболических процессов способствует поиску ферментов с уникальными свойствами, которые могут оказаться полезными для биотехнологии", – прокомментировал заместитель руководителя Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий Максим Патрушев.