Под Воронежем нашли древнейшее в Восточной Европе поселение человека

По данным исследователей, люди жили в этих местах около 41-42 тыс. лет назад

ВОРОНЕЖ, 19 ноября. /ТАСС/. Археологи Института истории материальной культуры Российской академии наук обнаружили на территории села Костенки под Воронежем следы поселения людей, живших в этих местах около 41-42 тыс. лет назад. Предполагается, что это древнейшее долговременное поселение человека современного типа в Восточной Европе, сообщила в четверг пресс-служба правительства Воронежской области.

"В Костенках нашли древнейшее в Восточной Европе поселение современного человека. Ученые обнаружили остатки ям от жилищ и очагов. Возраст этого культурного слоя Костенки-14 - на уровне 41-42 тыс. лет. Итоги археологических экспедиций сезона 2020 года опубликовали на сайте Института истории материальной культуры Российской академии наук", - говорится в сообщении пресс-службы.

По ее данным, ученые подтвердили наличие на территории села Костенка древнего поселения. "Вероятно, в самом нижнем культурном слое IV "b" мы обнаружили не просто мастерскую по расщеплению камня, но древнейшее долговременное поселение человека современного типа в Восточной Европе!" - цитирует пресс-служба руководителя археологической экспедиции Андрея Синицына.

Ранее сообщалось, что археологи Института истории материальной культуры Российской академии наук обнаружили летом этого года в селе Костенки под Воронежем десятки каменных резцов и пластин, изготовленных одними из первых людей современного типа на европейском континенте. Эти каменные орудия были сделаны более 35 тыс. лет назад и найдены на глубине семь метров в палеонтологической стоянке Костенки-17, где зафиксировано одно из наиболее ранних присутствий человека современного типа на европейском континенте.

В селе Костенках насчитывается 21 стоянка, соседнем селе Борщево - еще шесть стоянок. Ученые Института истории материальной культуры Российской академии наук исследовали четыре памятника: Костенки-14, Костенки-17, Костенки-6, Костенки-9, а также одну стоянку в Борщево. Также имеется стоянка Костенки-11, которая является одним из лучших открытий палеолитической археологии последних лет, она представляет собой кольцевое костно-земляное жилище из костей мамонта диаметром 12 м. Его открытие было сделано в 2013-2014 годах, находка будет исследоваться многие десятилетия.

О Костенках

Село Костенки Хохольского района находится в 40 км к югу от Воронежа, в его окрестностях обнаружили жилища из костей мамонта и стоянки древнего человека эпохи палеолита на общей площади 30 кв. км. Согласно данным ученых, первые поселения человека в Костенках появились 45 тыс. лет назад. Одна стоянка была обнаружена в 1949 году местным жителем Иваном Протопоповым у себя в усадьбе при рытье погреба. Впоследствии здесь построили музей, фонды которого насчитывают около 41 тыс. единиц хранения: коллекций каменных и костяных орудий, произведений искусства. В 1991 году филиал "Костенки" Воронежского краеведческого музея был преобразован в Государственный археологический музей-заповедник "Костенки".