Опубликованы результаты испытаний вакцины AstraZeneca на пожилых добровольцах

Ученые указали, что им удалось подтвердить ее безопасность и эффективность

ТАСС, 19 ноября. Британские биологи и специалисты компании AstraZeneca завершили вторую фазу клинических испытаний вакцины AZD1222, которые подтвердили ее безопасность и эффективность при введении в организм пожилых добровольцев. Результаты опытов опубликованы в статье в медицинском журнале The Lancet.

"Специалисты ВОЗ подготовили набор критически важных факторов, которые необходимо учитывать при разработке вакцин от COVID-19, таких, как их безопасность и способность защищать здоровье людей из группы риска, в том числе пожилых граждан. Наше исследование частично ответило на последний вопрос, однако пока мы не можем точно сказать, насколько эффективна эта защита и как долго она длится", – рассказлаа Сара Гилберт, профессор Оксфордского университета и один из авторов исследования.

Вакцина AZD1222 (ChAdOx1-nCoV-19) разрабатывается группой молекулярных биологов и медиков из Национальных институтов здоровья США и Оксфорда. Основой для ее разработки послужила вирусная вакцина ChAdOx1-MERS, которую британские ученые создавали для борьбы с ближневосточной лихорадкой MERS, близким родственником коронавируса SARS-CoV-2.

По своей природе она представляет аденовирус шимпанзе, предположительно безопасный для человека патоген, способный проникать в его клетки, но не размножаться в них. Ученые модифицировали структуру его генома таким образом, что он заставляет организм человека вырабатывать большое количество копий одного из ключевых белков оболочки SARS-CoV-2, которые помогают иммунитету распознавать реальные вирусные частицы.

Защита уязвимых групп

Гилберт и ее коллеги опубликовали результаты второй фазы клинических испытаний этой вакцины, которые проводились не только с участием молодых добровольцев, но и пожилых жителей Великобритании. В общей сложности в эксперименте участвовало 560 британцев, половина из которых была пенсионерами в возрасте от 70 лет и старше.

Эти испытания проводились с конца мая по начало августа этого года после того, как ученые убедились в том, что созданная ими вакцина безопасна для здоровых молодых людей. Последующие их опыты были нацелены как на проверку безопасности вакцины для людей в возрасте, так и для изучения того, насколько эффективно она стимулирует их иммунитет.

Как и в предыдущих испытаниях AZD1222, ученые вводили две дозы вакцины с промежутком в две недели или месяц, оценивая то, как реагировал организм и иммунитет добровольцев из каждой возрастной группы на эти инъекции. После этого ученые забрали образцы их крови и изучили то, как много антител к SARS-CoV-2 они содержат.

Оказалось, что пожилые люди переносили вакцину так же хорошо или даже лучше, чем это делали молодые люди, испытывая лишь относительно мягкие побочные эффекты, такие, как головокружение после инъекции или покраснение кожи в точке укола. Количество антител в их организме как после одной, так и двух доз вакцины было в среднем сопоставимо с тем, насколько активно иммунитет молодых людей реагирует на AZD1222.

В конечном итоге иммунитет всех участников опытов, кроме одного, начал вырабатывать антитела в количествах, сопоставимых с тем, как много их присутствует в организме людей, переболевших COVID-19. В ближайшее время ученые планируют подключить к проверке вакцины еще более пожилых добровольцев и людей с хроническими проблемами со здоровьем, а также провести третью фазу испытаний с участием людей в возрасте.