В Мурманск вернулось научное судно биологического института после экспедиции на Шпицберген

Исследования проводились в течение трех недель в Баренцевом и Гренландском морях

МУРМАНСК, 18 ноября. /ТАСС/. Группа ученых Мурманского морского биологического института Российской академии наук (ММБИ РАН) на научно-исследовательском судне "Дальние Зеленцы" вернулась в Мурманск после экспедиции в район архипелага Шпицберген. Об этом в среду сообщил ТАСС заместитель директора ММБИ РАН по науке Денис Моисеев.

"Морская экспедиция ММБИ в район архипелага Шпицберген завершилась, в порт Мурманска вернулось наше научно-исследовательское судно "Дальние Зеленцы" с группой ученых на борту. В течение трех недель они проводили исследования в Баренцевом и Гренландском морях. Особое внимание уделялось району архипелага Шпицберген", - сказал Моисеев.

Он подчеркнул, что "Дальние Зеленцы" - единственное российское научно-исследовательское судно, ежегодно работающее в районе Шпицбергена. В этом году из-за коронавирусных ограничений ученые были вынуждены отказаться от заходов в порты Лонгиербюена и Баренцебурга, исследования осложнялись штормовой погодой и полярной ночью, тем не менее, научную программу рейса удалось выполнить в полном объеме.

В институте отметили, что целью этой экспедиции было пополнить базу данных по параметрам среды и по биологическим объектам для того, чтобы отследить изменения за последний год, за десятилетие и связать это с глобальными климатическими изменениями и с теми эволюционными циклами, которые существуют в природе.

О программе исследований

"У нас большая программа по Шпицбергену, у нас там есть своя геобиостанция. Наше преимущество в том, что у нас есть свое судно, и мы можем заходить во фьорды без высадки на берег. Наши ученые провели ряд исследований у берегов архипелага, на вековом разрезе "Кольский меридиан", взяли пробы воды для химического анализа, зафиксировали физические показатели: температуру и соленость воды. В этой экспедиции работала также группа радиационных экологов, производили замеры радиации, исследовали загрязнения тяжелыми металлами, нефтепродуктами", - рассказал ТАСС директор ММБИ РАН, профессор, доктор биологических наук Павел Макаревич.

Он пояснил, что "Кольский меридиан" находится на стыке двух водных масс: теплых атлантических и холодных арктических, ученые ведут наблюдения в этом районе непрерывно больше ста лет, один перерыв был только на период Великой Отечественной войны. По результатам исследований делаются заключения об изменениях климата, и как это влияет на флору и фауну морей.

"Это такая фоновая точка, по которой мы судим о проникновении тепловодных видов, то есть фактически мы говорим, когда изменяется температура, это процессы в среде, но процессы в среде ведут за собой и изменения в природе, в биологии, и в животном, и в растительном мире. И вот разрез "Кольский меридиан" дает возможность проследить эти изменения от года к году. За последние 12 лет мы больше 20 микроскопических водорослей насчитали, которые появились, хотя они были свойственны тропическим районам, тепловодным, теперь они появились здесь. Это как раз влияние глобального потепления", - пояснил Макаревич.

Все отобранные во время экспедиции образцы и пробы доставлены в стационарные лаборатории для проведения дальнейших исследований. В этой экспедиции также работала группа радиационных экологов, которые занимаются загрязнениями тяжелыми металлами, нефтепродуктами.

"Выявление и исследование источников загрязнений в Арктике - это тоже одна из задач в районе Шпицбергена. Это уникальнейший архипелаг, кузница погоды, где формируются все климатические, циклонические явления. Это относительно чистая зона при том, что человек там ведет довольно активную хозяйственную деятельность. В этом научный интерес обособленного от материка биологического полигона. Но все нужно смотреть в динамике, нам предстоит еще большая аналитическая работа", - отметил профессор, уточнив, что на 2020 год экспедиционная деятельность ММБИ закончилась.

Новое исследование в 2021 году

Перерыв в экспедиционной деятельности Мурманского морского биологического института будет длиться не долго, время полярной ночи используют для подготовки к новому плаванию, уже в первых числах февраля 2021 года ученые вновь отправятся в северные районы Баренцева моря. Морским биологам, океанологам, микробиологам предстоит заняться научными исследованиями в районах ледовой кромки.

"Мы планируем работать около ледовой кромки, это очень интересная биотическая и природная составляющая - именно лед и вода. Пойдем мы на север Баренцева моря, будем смотреть все: начиная от микробиологии и заканчивая китами, которые в это время очень активно мигрируют вдоль этой ледяной кромки. Это усатые киты, которые питаются планктоном, не хищные, которые питаются рыбой, а именно усатые, самые крупные, в частности Гренландские, краснокнижные животные", - рассказал Макаревич.

Об ММБИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Мурманский морской биологический институт Российской академии наук (ММБИ РАН) - старейшее учреждение Российской академии наук на Севере. С 1935 года Институт проводит комплексные исследования северных морей, последовательно расширяя географию своих работ от Дальнезеленецкой бухты Баренцева моря до океанических пространств от Исландии до Восточно-Сибирского моря.

Основные научные и прикладные направления деятельности ММБИ связаны с решением актуальных проблем климата, морской приледниковой зоны, биопродуктивности, геологии, марикультуры, биоресурсов и экологической безопасности. Приоритетными задачами Института являются познание экосистемных процессов и мониторинг трасс Севморпути, баз атомного флота, шельфовых нефтегазовых месторождений и других районов Арктики, подвергаемых антропогенному воздействию. В ММБИ разрабатываются морские биотехнологии, модели прогнозирования океанологических процессов, инженерно-экологические обоснования промышленных проектов по освоению морских ресурсов.