В МГУ провели детальное исследование морских бентосных организмов

Ученые, в частности, обнаружили ранее неизвестные особенности эхиурид

МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Сотрудники МГУ им. Ломоносова выявили ранее неизвестные морфологические особенности многочисленных морских бентосных организмов - эхиурид, которые, в частности, определяют состав и функционирование морских донных сообществ. Работа опубликована в журнале Zoology, сообщила в среду сообщила пресс-служба вуза.

"Обнаруженные особенности показывают, что наши знания о жизни морских обитателей чрезвычайно скудны. Более того, анатомические особенности конкретных представителей зачастую не соответствуют тем схемам и обобщениям, которые делаются для группы в целом на основании изучения так называемых "модельных" видов. Расширение круга исследуемых видов позволит нам больше понять о жизни животных, которые нас окружают и в какой-то степени моделируют ту среду, в которой мы живем", - сказала ведущий научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ Елена Темерева, слова которой приводятся в сообщении.

Эхиуриды - это морские бентосные организмы, которые чрезвычайно многочисленны в самых разных акваториях Мирового океана. По внешнему виду эхиуриды напоминают толстую сосиску с длинным плоским выростом на одном из концов туловища. Плотность поселений эхиурид на средних и больших глубинах может быть очень высокой - об этом свидетельствуют штормовые выбросы, содержащие тысячи и тысячи особей этих животных. Большая численность эхиурид делает их важным компонентом морских донных сообществ и в какой-то степени определяет состав и функционирование этих сообществ.

Как пояснила Темерева, учеными было накоплено мало данных о биологии этих животных из-за их скрытного образа жизни: как они передвигаются и меняют ли место жительства, как они питаются и каково положение хобота на грунте во время питания, как происходит сортировка пищевых частиц и происходит ли вообще, как размножаются и т.д.

В ходе исследования сотрудники кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ впервые для эхиурид провели детальное исследование анатомии этих животных методами сканирующей электронной микроскопии, гистологической техники и 3D реконструкции по полным сериям срезов. И обнаружили ранее неизвестные особенности организации, хобота, покровов, пищеварительной, кровеносной и половой систем органов эхиурид Lissomyema mellita.

"Эти открытия позволяют предполагать особый способ питания особей исследованного вида, которые, в отличие от многих других видов эхиурид, вероятно, обладают способностью тонкого сортинга мелких пищевых частиц на боковых сторонах хобота. Необычные гигантские железы на заднем конце тела, возможно, выделяют секрет, способствующий частичному растворению известкового субстрата, в котором живут эти животные. Кровеносная система у этого вида оказалась необычайно сложно устроенной по сравнению с другими описанными видами эхиурид", - добавил еще один автор работы Петр Кузнецов, слова которого приводятся в сообщении.