Все новости

"Клиповое" мышление снизило успеваемость у студентов

По мнению ученых, люди с таким типом мышления плохо справляются с анализированием информации и выстраиванием причинно-следственных связей

КРАСНОЯРСК, 18 ноября. /ТАСС/. Ученые Сибирского федерального университета сравнили типы "понятийного" и "клипового" мышления у молодых людей и пришли к выводу, что последний выступает одним из факторов, снижающих успеваемость студентов, так как обеспечивает поверхностное изучение предмета. Тем не менее, отказываться от "клипового" мышления окончательно не стоит, так как оно помогает адаптироваться к растущему потоку информации, сообщили в среду ТАСС в пресс-службе вуза.

Восприятие информации у людей с "клиповым" мышлением происходит "по диагонали", считают психологи. "Понятийное" ("книжное" или теоретическое) мышление формируется за счет механизма комплексного "анализа понятий" из литературы и других авторитетных источников. Разделив участников эксперимента на 2 группы, авторы обнаружили, что первый тип мышления влияет на успешность выполнения студентами образовательных задач.

"С помощью тестовой методики и экспериментальных процедур с учащимися СФУ исследователи доказали, что только при условии формирования "понятийного" мышления с присущей ему целостностью можно рассчитывать на то, что молодые люди будут успешны в решении учебных и стратегических жизненных задач. Выяснилось, что студенты со сформированным "понятийным" мышлением в целом успешнее справлялись как с аудио- и визуальными, так и с текстовыми понятийными задачами, чем студенты, которые обладали исключительно "клиповым" мышлением", - сказали ТАСС в пресс-службе СФУ.

Задания для участников исследования включали тесты и задачи, которые были размещены на онлайн-платформе. Для их выполнения ученые пригласили студентов 1-4 курсов Сибирского федерального университета.

"Клиповые" особенности

Исследователи отметили, что студенты с "клиповым" мышлением формируют свое мнение на основе поверхностного изучения объекта или явления и с трудом могут пересказать усвоенную информацию и сделать логический вывод. Молодые люди также не могут концентрироваться на одной задаче в течение конкретного промежутка времени и не испытывают потребности в понимании причинно-следственных связей.

"У них низкий уровень обработки, анализа и синтеза воспринятой информации и осознания изучаемого материала. Проще говоря, эта категория молодежи привыкла полагаться преимущественно на свои впечатления", - пояснили агентству в вузе.

Результаты эксперимента указывают на необходимость выстраивания учебного процесса в вузах с учетом особенностей "клипового" мышления молодых людей, считают авторы исследования. Для формирования "понятийной" модели требуются отдельные образовательные практики, активизирующие такие инструменты мышления как наблюдение, сравнение, анализ и синтез информации.

"Мышление - сложный процесс, который запускается в ходе решения различных задач, учебных или жизненных, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. От того, какие типы мышления у вас сформированы, зависит, насколько успешно и вариабельно вы будете принимать решения. Оставаясь на "клиповом" уровне, сложно вырабатывать эффективные жизненные стратегии. Поэтому нужно формировать другие, более сложные интеллектуальные инструменты взаимодействия с реальностью", - приводит пресс-служба вуза слова доцента кафедры психологии развития и консультирования СФУ, директора университетской психолого-педагогической клиники Екатерины Потаповой.

Ученый считает, что обществу не нужно искусственно избавляться от "клипового" сознания, так как оно помогает человеку адаптироваться к мощному потоку информации, получаемой из СМИ и соцсетей. Для эффективного и безопасного для психики восприятия таких объемов данных Потапова порекомендовала "настроить для себя индивидуальные фильтры "понятийного" мышления".