Все новости
От химии до стихосложения.

От химии до стихосложения. Редкая наука обошлась без трудов Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов родился крестьянином, а умер академиком, помещиком и генералом. Первые 30 лет жизни он потратил на учебу. За оставшиеся 23 года он приложил руку почти ко всем существовавшим в его время наукам — от химии, физики и астрономии до стилистики и стихосложения.

Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Архангельской области. Его родители были черносошными крестьянами — они принадлежали не помещику, а государству и пользовались большей свободой по сравнению с крепостными. Основным занятием главы семьи был рыбный промысел на Белом море. Подростком Михаил Васильевич помогал отцу в море, а в свободное время учился чтению, письму и математике.

По мере взросления Ломоносов искал путей продолжить образование, хотя семья его увлечений не одобряла. У отца были на почти уже 20-летнего сына другие планы: женить, передать хозяйство. Свадьба даже была улажена, однако Ломоносов от женитьбы отвертелся, сказавшись больным, а в декабре 1730 года занял у соседа три рубля (приличные деньги, на которые можно было купить корову или небольшую избу) и отправился в Москву.


Михайла Ломоносов в юные годы (О. А. Кочаров, 1954 г.)
Михайла Ломоносов в юные годы (О. А. Кочаров, 1954 г.)

Учеба

В Москве Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Через пять лет обучения его в числе лучших студентов перевели в Петербург, а через несколько месяцев, в 1736 году, вместе с двумя другими студентами отправили учиться в Германию для овладения профессией горного инженера. Первые три года студенты провели в Марбурге под началом ученого и философа Христиана Вольфа, слушая лекции по естественным наукам, а также обучаясь танцам, фехтованию, французскому языку.

Однако через три года студентам было велено отправиться в Фрейберг и приступить к изучению собственно горного дела. С новым наставником у Ломоносова начались конфликты, и в 1740 году Ломоносов от него бежал, скитался по Германии, побывал в Голландии, где его пьяным завербовали в Прусскую армию, откуда ему, впрочем, также удалось бежать. В конце концов он вернулся в Фрейберг, а оттуда, списавшись с Академией, — в Петербург. В начале 1742 года Ломоносов получил должность адъюнкта Петербургской академии наук, а в 1745 году стал профессором, то есть полноправным членом академии.

Научная работа

Сам Ломоносов своим основным занятием считал химию. Он организовал в Петербурге, на Васильевском острове, химическую лабораторию, в которой, в частности, проводил опыты по окрашиванию стекла. До этого в Петербурге в основном производили синее или зеленое стекло. Ломоносов разработал технологию получения стекол любых оттенков, а через несколько лет получил участок земли, где построил фабрику по производству цветного стекла.

Теория теплоты

Интересы ученого выходили далеко за пределы только химической науки. В физике он разработал собственную теорию теплоты, согласно которой температура тела зависела от скорости вращательного движения составляющих его частиц. Это позволило предположить существование абсолютного нуля — температуры, при которой движение частиц совершенно останавливается. А также опровергнуть представления, согласно которым теплота была отдельным видом материи.

На основании своей теории Ломоносов в позднем трактате «О сохранении и размножении российского народа» выступал против крещения младенцев зимой в ледяной воде — священники, ссылаясь на то, что вода должна быть без примесей, не хотели ее подогревать.

Атмосфера Венеры

Интерес Ломоносова к астрономии и конструированию оптических приборов позволил ему первым открыть атмосферу Венеры, наблюдая ее прохождение через диск Солнца 26 мая 1760 года. Современные ученые, повторив его наблюдения с использованием старинных телескопов, близких по характеристикам к тем, что использовал Ломоносов, подтвердили его первенство в открытии атмосферы Венеры.

Шаровая молния

Вместе с Георгом Рихманом Ломоносов занимался изучением атмосферного электричества. Для этого Рихман изобрел электрометр, который называл «громовой машиной»: на крыше дома, где жил ученый, был установлен железный шест, от него в одну из комнат шла проволока, к которой были подвешены железная линейка и шелковая нить. Рихман измерял отклонение нити от линейки и по этому судил о силе атмосферного электричества. Во время грозы в июле 1753 года ученый подошел к прибору, и, по свидетельству очевидцев, был убит «бледно-синеватым огненным шаром». Это была шаровая молния — природное явление, объяснение которому не найдено до сих пор.

Три «штиля» и 10 времен глагола

Ломоносов занимался и теорией русского языка и литературы. Им была написана «Российская грамматика» — первое научное описание русского языка на русском же языке. Современному читателю она, вероятно, показалась бы сложной: например, для описания форм глагола Ломоносов разработал систему из 10 времен.

В своей работе по стилистике он представил теорию «трех штилей»: «высокого», к которому относились героические поэмы, оды, трагедии, «среднего» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии и «низкого» — комедии, эпиграммы, песни, басни. И определил, какую лексику в каком стиле можно использовать.

Наконец, Ломоносову мы обязаны системой русского стихосложения, а также первым стихотворением, написанным ямбом — размером, который затем стал основным в творчестве Пушкина.

 Екатерина Боровикова