Этот текст должен был быть написан через несколько месяцев, 8 февраля 2017 года. Именно в День российской науки в этом году я завел инстаграм для научной фотографии. Через год можно было бы поставить красивую точку и классифицировать все снимки. Но не терпится. Основные сюжеты уже понятны. Чертова дюжина тематик, которые наиболее часто встречаются в финалах конкурсов научной фотографии и порождают вирусные снимки. Встречайте!
Дальний космос
Виды спиральной туманности, россыпи звезд или сверхновой украшают многочисленные публикации на тему дальнего космоса или просто подборки красивых научных фотографий. Лидером в производстве таких снимков конечно же является космический телескоп «Хаббл». Впрочем, и другие наземные (условная ALMA в Чили) и космические (например, космическая рентгеновская обсерватория «Чандра») обсерватории стабильно поставляют красивый контент для научно-популярных пабликов в соцсетях и публикаций в СМИ. Многие популярные издания делают подборки лучших космических снимков месяца, недели и даже дня.
В отдельную подкатегорию можно выделить снимки звездного неба, сделанные с Земли без помощи мощной астрономической аппаратуры. Большая выдержка (фотоаппарата и фотографа), пустынная местность, хорошо бы еще какой-то пролетающий объект (МКС или комета) — в результате красивая картина звездного неба, которая может стать фотографией дня или даже участником ежегодного конкурса научной фотографии.

Спутники, планеты и кометы
Из дальнего космоса перенесемся в Солнечную систему. Дюны Марса и кольца Сатурна, рельеф Меркурия и валун крупным планом на пролетающей комете. Фотографии, полученные космическими аппаратами, регулярно заставляют нас одновременно гордиться своими техническими успехами и печалиться по поводу нашего затянувшегося разумного одиночества на планете Земля. Топовым фотоблогером ближнего космоса в этом году был космический аппарат «Розетта», который за несколько лет после запуска долетел до кометы Чурюмова — Герасименко, умудрился сбросить (пусть и не неудачно) на ее поверхность зонд, а после был «плавно» посажен на поверхность кометы на вечное хранение.

Земля сверху
Спутники на орбите могут рассматривать не только космос. Если развернуть фотокамеру, то можно посмотреть на Землю во всей ее красе. Научная ценность дистанционного зондирования поверхности планеты очевидна. Мы можем анализировать динамику многих глобальных процессов и пытаться разобраться в общих закономерностях. Художественная ценность такого взгляда тоже высока. В зависимости от спектрального диапазона наблюдений (если упростить, то цветовой гаммы) можно восторгаться либо природной палитрой красок и форм, либо изображениями, недоступными человеческому глазу (например, распределением фотосинтезируюших пигментов на поверхности Мирового океана или тепловой картой пожаров в сибирской тайге).

Природные объекты
Спускаясь вниз по линейке масштабов, доходим до крупной ландшафтной фотографии. Не каждую фотографию горы, льдины или водопада можно отнести к научной. Строгого критерия здесь, пожалуй, нет. Важным будет контекст и текст. В некоторых случаях научная ценность снимка очевидна (слоистые горные породы как иллюстрация прошлых тектонических событий или отколовшийся айсберг как свидетельство климатических изменений на планете). Зачастую фотография просто попадает в раздел красивой природы, но для иллюстрации результатов в области наук о Земле вполне годится.

Научные установки
Что это мы все про окружающий мир? Где же сам субъект научного поиска, человек и творения его рук? После крупных природных форм самое время перейти к крупным лабораторным объектам. Телескоп или Большой адронный коллайдер, исследовательское судно или любая крупная и непонятная железяка, даже беспорядок разноцветных пипеток на столе молекулярного биолога — изображения научных установок или лабораторий занимают свою устойчивую нишу в сегменте научной фотографии.

Звери, птицы и цветы
Следующий раздел — фотографии живых существ, как и раздел «Природные объекты», — не является образцом строгой научной фотографии. Умильное изображение котика или собачки можно использовать для публикации практически на любую тему. Впрочем, и здесь есть свои особенности. Фотографии редких видов животных и растений (биоразнообразие, экспедиции, видообразование), их необычное поведение (этология, адаптации) или особенности раскраса (генетика, окружающая среда). Видно, что у таких снимков есть четкая привязка к современным научным тематикам.

Ученые
Судя по представленности в СМИ, сделать хороший снимок ученого сложнее, чем хороший снимок пингвина. Портрет ученого в научной фотографии редок. Пожалуй, единственной широко известной фотографией ученого является снимок Эйнштейна с высунутым языком. Более-менее известными и оригинальными портретами ученых можно считать нобелевскую серию фотографий исследователей на фоне нарисованных от руки результатов их исследований. В России этот жанр практически не присутствует. Иногда в новостном материале присутствует биолог с пипеткой (лучше, чтоб это была девушка) или археолог с лопатой (обязательно с бородой и в шляпе), но такие снимки забываются быстрее, чем щелкает затвор фотоаппарата. Из оригинальных работ в этом жанре в России можно отметить лишь новосибирского фотографа Веру Сальницкую, которая сделала серию портретов ученых Института ядерной физики СО РАН (Новосибирск) и крупных научных установок, а также ученых Института биофизики СО РАН (Красноярск) в стиле нобелевских лауреатов.

Макросъемка
Научные снимки в формате макросъемки очень часто становятся вирусными. Эта и две последующие категории не имеют четких границ. При желании фотографию, сделанную при помощи мощного микроскопа при очень большом увеличении можно назвать макро-макро-съемкой. Я разделяю эти категории скорее на уровне размеров и объектов. В категорию макросъемки попадают организмы или их части. Муравей или фасеточный глаз мухи, покрытая волосками лапка рачка или крыло бабочки, диатомовая водоросль или рекордсмен по популярности в социальных сетях — тихоходка. Такие фотографии любимы и красивы. Они побеждают в конкурсах научной фотографии (особенно в разделах «приз зрительских сенсаций») и циркулируют в качестве иллюстрации из новости в новость.

Клетки и молекулы
Попасть в эту категорию без специального научного оборудования невозможно. Чаще всего клетки или их фрагменты (например, ДНК) на таких фотографиях раскрашены с помощью разных красителей или, что еще лучше, подсвечены с помощью светящихся белков. Обычно такая фотография является прямым результатом научной работы. Нейроны подсвечены, чтобы узнать, как работает мозг. ДНК покрашена, чтобы видеть, как протекает процесс деления. С точки зрения визуальной информации такие фотографии близки к снимкам далекого космоса — что-то непонятное и не до конца познанное, красивое и разноцветное (надо понимать, что разноцветность и в случае космоса, и в случае клеточных снимков — это результат специальной раскраски).

СЭМ
Изображения, полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа, можно было бы отнести в категорию макро, но я выделяю их в отдельную номинацию. Дело в том, что с помощью СЭМ можно получить и «продавать» снимок чего-угодно. Практически любое СЭМ-изображение выглядит как результат работы высоких технологий. С одной стороны, это плюс, даже СЭМ-пылинка будет красивой. С другой стороны, такие образы приедаются, картинка перестает быть самодостаточной, и к ней нужен качественный поясняющий текст.

Кости и древности
Отдельная тема для фототворчества — прошлое. Скелеты динозавров, зубы неандертальцев, фигурки венер палеолита, отпечатки папоротников каменноугольного периода — снимки археологических или палеонтологических находок самой разной древности всегда в цене. Правда, в отличие от практически всех предыдущих номинаций, для того чтобы сделать такой снимок, сначала нужно что-нибудь найти. Хотя номинацию можно и расширить. Кости или какие-нибудь внутренности должны быть не обязательно древними. Снимок скелета рыбы или внутренностей коровы вполне фотогеничен.

Палитра красок
В этот раздел попадают фотографии, сделанные с помощью разной техники и на разных объектах. Объединяет их одно — это серия сюрреалистичных цветных разводов или пятен. Срезы камней, поляризация кристаллов, преломление света, разводы бактерий на чашке Петри. Изображение в формате палитры художника после трудового дня или галлюцинирующего мозга после дозы ЛСД. Чаще всего такие изображения хороши с точки зрения продвижения, когда в качестве источника цветовой гаммы используется что-то необычное — например, высохший алкоголь.

Явления и опыты
Дюжина уже представленных тематик в основном ориентирована на статичную картинку. В последней номинации появляется процесс. Снимки, иллюстрирующие физические явления или действия, можно отнести в отдельную категорию. Часто здесь важна техника — это либо скоростная съемка, либо съемка с длинной экспозицией. Момент встречи пули и бронированного покрытия, преломление света, движение космической станции на фоне Луны. Многие из этих снимков попадают под двойную классификацию. Все же я выделяю эту категорию. Во-первых, для того чтобы количество форматов выражалось знаковой для читателя цифрой. Во-вторых, именно такая фотография зачастую действительно научна. Она позволяет наглядно продемонстрировать (и, возможно, объяснить) сложные природные явления.

Не стоит относиться очень серьезно к представленной классификации. Наверняка искушенный опыт фотографа или пытливый ум ученого подскажет, как улучшить этот текст в стиле капитана очевидности. Впрочем, если вы выпускающий редактор собственного паблика ВКонтакте или начинающий научный коммуникатор, эта классификация будет вам полезна. Более того, она даже поможет вам заняться научной фотографией. Теперь у вас два варианта. Первый — относительно легкий и работающий. Выберите подходящий вам по роду занятий, окружению и доступной технике формат и попробуйте сделать качественный снимок. Вполне возможно, вы попадете в ожидания публики. Второй — сложный и неблагодарный. Попробуйте сделать что-то абсолютно новое и неожиданное, на стыке жанров или в новом формате. Скорее всего, у вас ничего не получится. Потому что если бы был очевидный, востребованный публикой, но не освоенный формат, то его бы давно освоили. Если же вам удастся предложить новый по содержанию и качеству фоторезультат, я расширю свою классификацию.
Егор Задереев