Все новости
Утро вечера мудренее.

Утро вечера мудренее. Можно ли выучить иностранный язык во сне?

Как было бы здорово лечь спать, а наутро проснуться со знанием иностранного языка или университетского курса физики. Идея обучения во сне — гипнопедии — десятилетиями бередила умы ученых. Сегодня нейрофизиологи наконец доказали: учиться во сне можно! «Чердак» объясняет, как именно.
В 1923 году журнал Time опубликовал удивительную историю о нерадивом студенте-радисте с американской военной базы Пенсакола во Флориде. Он якобы задремал во время занятий прямо в наушниках, а проснувшись, смог абсолютно точно повторить все сигналы азбуки Морзе, звучавшие в эфире, пока он спал. Начальство базы восприняло это не как забавный феномен, а как руководство к действию. Новую методику обучения «морзянке» опробовали на десятке добровольцев, и все они отлично сдали экзамен на радистов ВМС США.

Ночная передача

Узнав об этих экспериментах, в СССР решили догнать и перегнать геополитического противника. В 1940 году молодой ленинградский психиатр Абрам Свядощ защитил кандидатскую диссертацию по теме «Восприятие речи во время естественного сна», где предложил свое объяснение гипнопедии. Свядощ полагал, что во время сна в мозгу остаются участки бодрствования, «сторожевые пункты», которые позволяют проснуться в случае потенциальной опасности — от громкого звука, яркого света, прикосновения. Свядощ считал, что человек может управлять «сторожевыми пунктами», выбирая стимул для пробуждения. Поэтому обессиленная мать по десять раз за ночь встает на плач ребенка, но не слышит сигнал будильника, а студент дремлет на лекции ровно до слов «на сегодня всё». С помощью аутотренинга или гипноза можно так подготовить человека, что в ответ на определенный сигнал он будет не просыпаться, а запоминать то, что ему скажут.

В 1963—1964 годах киевский филолог Леонид Близнеченко подошел, казалось, к тому, о чем мечтают до сих пор, — к изучению во сне английского языка. В Киевском высшем инженерном радиотехническом училище Близниченко оборудовал специальные ночные классы, где за 15 минут до отбоя студенты слушали короткую запись с набором английских слов и примеров их употребления. Запись повторялась в течение ночи 20—25 раз. Хотя студенты иногда жаловались, что голос из динамиков их будит, опыты признали успешными. Студенты Близниченко сдавали экзамены в училище и даже готовились к кандидатскому минимуму с нуля.

При этом еще в 1955 году американские физиологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс из Университета Иллинойса повторили опыты по гипнопедии и, используя новый по тем временам метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), однозначно заключили: подопытные могли вспомнить, чему их учили ночью, только если запись голоса звучала в периоды легкого сна — дремы, похожей на спокойное бодрствование. «Подбуживала» людей сама запись, которая нарушала структуру сна. Если ЭЭГ показывала, что человек по-настоящему спит, новых знаний к утру не прибавлялось.

С подобными, но немного модифицированными шапочками для снятия ЭЭГ вполне можно спать. Фото: Кавашкин Борис/ТАСС



Мозг в отпуске

Ночной отдых для мозга после дневного бодрствования — это как первый за год отпуск для трудоголика. Человек на каникулах отключает рабочий телефон и перестает проверять электронную почту. Так же поступает мозг — перестает обрабатывать внешние сигналы и занимается «личными» делами. В фазе глубоко медленноволнового сна мозг руководит восстановлением организма и научить его чему-то новому в принципе невозможно: информация извне просто не дойдет до адресата.

А вот в фазе быстрого сна мозг сосредотачивается на себе самом. Он вновь «проходит» по «протоптанным» днем и более старым нейронным путям, и именно поэтому, как считается, человек видит сны. Заодно происходит ревизия памяти. И как раз этот процесс дает шанс, что гипнопедия все-таки возможна, хотя и совсем не в том виде, как ее представлял Близниченко.

Знания, которые давно не использовались, каждую ночь по чуть-чуть стираются, а новые переходят в долгосрочную память или удаляются, особенно если они никак не связаны с уже имеющимися. Поэтому, чтобы действительно выучить иностранный язык, нужно каждый день хоть немного читать или говорить на нем, иначе новые слова будут еженощно отправляться «на помойку». Ценность знаний для мозга повышается и в том случае, если их часто повторяют: это служит сигналом, что информация важная, а не случайная. Наконец, запоминанию способствуют... посторонние сигналы, которые сопровождали получение информации. Мозг за счет ассоциаций и психологического эффекта «якоря» связывает новые данные с эмоциями, звуками и даже запахами и, когда ситуация напоминает ту, что была, когда эти знания появились, легко вытаскивает их.

В течение ночи у спящего несколько раз циклически чередуются фазы быстрого и медленного сна



И как раз в этой сфере ученые недавно сделали открытия, которые в некотором смысле возрождают интерес к гипнопедии.

Рефлекс памяти

Когда мозг поглощен созданием воспоминаний, сознание полностью отключается от реальности. Но органы чувств остаются на связи с более древними отделами мозга — они во время сна остаются начеку и позволяют нам проснуться в ответ на внешнее воздействие. В 1990-е ученые выяснили, что на таком бессознательном уровне во сне организм способен не только реагировать на воздействие, но и формировать условные рефлексы. Например, японские психофизиологи Казунари Икеда и Такаши Моротоми из Университета Хоккайдо проигрывали добровольцам определенный звук, а затем подавали легкий электрический разряд в ногу — у спящих при этом учащался пульс. Участники эксперимента не знали, что с ними происходит, но уже после пробуждения их пульс учащался в ответ только на звук, без электрической стимуляции.

Ученые задумались: а нельзя ли вместо рефлекторного воздействия использовать механизм ассоциаций и при помощи простых сигналов повлиять на процесс обработки информации во сне?


Именно это попыталась сделать Сюзанна Дикельман и ее коллеги из Тюбингенского университета в Германии в 2010 году. В эксперименте людей просили запомнить расположение предметов на поле, при этом часть добровольцев сидели в комнате, где присутствовал легкий, но ощутимый искусственный запах.

Завершив задание, участники ложились спать, и тем, кто сидел в ароматной комнате, давали почувствовать тот же запах. В итоге эти испытуемые утром вспомнили на 23 процента больше предметов. Функциональная МРТ показала, что во сне их гиппокамп, который заведует формированием долгосрочной памяти, активней взаимодействовал со зрительными зонами коры.

Это открытие указывает, в каком направлении нужно двигаться, чтобы научить мозг лучше запоминать то, что он выучил в течение дня. Конечно, английский с нуля таким образом выучить вряд ли удастся, но здорово ускорить его освоение без дополнительных усилий точно получится.

Наталья Нифантова