Все новости
Птицы в большом городе.

Птицы в большом городе. Кое-кто из пернатых способен к обучению и обладает высоким уровнем интеллекта

Орнитолог Биологического музея им. Тимирязева Ольга Калашникова рассказывает «Чердаку» о том, с какими проблемами сталкиваются птицы в больших городах, что делать, если вы нашли на земле маленького птенца, и кто из пернатых демонстрирует впечатляющие способности.

Ольга КАЛАШНИКОВА, орнитолог, научный сотрудник Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева:

— Хотя гнездовой сезон у птиц уже подходит фактически к концу, однако хочется, подведя итог, все-таки сказать: увидев «слетка», то есть птенца, который только-только встал на крыло и пробует свои силы, не надо его поднимать, подбирать! Родители находятся где-то рядом. Родители его еще кормят. Понятно, что наши опасения действительно могут оправдаться. Этого птенца, скажем, может найти кошка или собака. Действительно, птенец может погибнуть. Но это самый настоящий естественный отбор. С этим придется смириться. Сами вы ни одного птенца самостоятельно не выкормите! Это надо помнить.

Единственный, кого можно подобрать с земли, если вы вдруг его увидели, это стрижонок. Потому что он по неопытности сел на асфальт, а взлететь уже не может. Что для этого можно сделать? Вы берете стрижонка и его подкидываете. Птенец делает небольшую петлю и уходит в воздух. Вот это единственная, наверное, птица, с которой вы можете справиться, подержав ее в руках буквально несколько секунд.

Другая проблема, с которой сталкиваются наши птицы, — это обилие стеклобетонных конструкций (обилие стекла в различных зданиях — офисных помещениях, аэропортах и т.д.). Для птиц это представляет самую настоящую опасность. Для нас, конечно, очень симпатично выглядят чистые, мытые, блестящие, прозрачные стекла. Птицы же не видят, не воспринимают стекло как препятствие — врезаются и разбиваются насмерть. Какие выходы возможны из ситуации? На сегодняшний день есть специальные пленки. Благодаря особому покрытию птица вовремя успевает увидеть его блик и сориентироваться, уйти в сторону. Например, во многих аэропортах сейчас даже стали применяться особые стикеры — большие черные наклейки разных силуэтов птиц, которые, с одной стороны, отпугивают ненужных птиц (потому что это, как правило, наклейки хищных птиц — соколов, ястребов, ворон и пр.), а с другой стороны, помогают птицам увидеть вовремя препятствие и сориентироваться — улететь.

Наверное, для меня самый хороший поступок, если мы возвращаемся к попытке взять несчастного птенчика в руки, совершают вороны. Мы прекрасно знаем, что если у вороны птенец-слеток, взрослая птица ведет себя крайне агрессивно. Не надо пытаться подходить к птенчику и пробовать его погладить. Конечно, птенцы, как и щенки, и котята, выглядят умилительно. Но, слава богу, ворона в состоянии дать такой надежный отпор, и не надо возмущаться, что вас родители этого предположительно несчастного птенца побили клювом. А побить они могут очень серьезно, причем будут целиться вам в голову. Лучше в такой ситуации отойти подальше. С этим вы ничего сделать не сможете. Потому что у ворон, в отличие от дроздов и синиц, скажем, очень мощный материнский, родительский инстинкт. Конечно, в результате этого к воронятам у нас подходят значительно реже, берут в руки птенцов, чем, например, маленьких дроздов, синичек и каких-нибудь воробышков.

Раньше считалось, что самым высоким уровнем интеллекта и орудийной способностью обладает только человек. Нам в детстве всем об этом говорили, в учебниках писали, однако выяснилось, что все-таки на первом и единственном месте нам пришлось потесниться, поделиться им с шимпанзе. Оказалось, что шимпанзе также пользуются орудиями труда — и активно. Но и среди пернатых тоже есть свои интеллектуальные «приматы». Это новокаледонская ворона, интеллект которой оказался на высоте и ничуть не уступает шимпанзе и человекообразным обезьянам. Вороны могут не просто доставать при помощи веточек и палочек личинки насекомых, но даже и при необходимости сделать, например, из металлического штыря крючки, при помощи которых личинку доставать значительно легче.

Наши серые вороны, оказалось, тоже ничуть не уступают новокаледонским собратьям по разуму. Например, в МГУ известный профессор Зоя Александровна Зорина проводит такие опыты по выявлению когнитивных интеллектуальных способностей серой вороны, которая способна к обучению. В общем-то, она оказалась хорошей ученицей. Эти птицы учатся легко и демонстрируют надежные результаты.

 Редакция «Чердака»