Все новости
Библиотека живого.

Библиотека живого. «Ноев ковчег», депозитарий живых систем МГУ, подвел итоги трехлетней работы

© Budimir Jevtic / Фотодом / Shutterstock
В эту среду в МГУ были подведены итоги работы над проектом «Ноев ковчег»: ученые описали более 200 новых видов живых организмов, провели 150 научных экспедиций, опубликовали более 900 научных статей, подали 15 патентных заявок, создали вторую в России криоколлекцию клеток растений и «Клеточную палату мер и весов», а также информационную систему, объединяющую все типы биологических материалов из коллекций МГУ.

Работа над «Ноевым ковчегом», который ставил целью исследование, сохранение, полезное использование биологического разнообразия нашей планеты, а также создание депозитария клеточного материала всего живого, что было и есть на Земле, началась в 2015 году, после того как МГУ получил грант РНФ «Научные основы создания Национального банка-депозитария живых систем» размером в 750 млн рублей. Софинансирование со стороны МГУ составило примерно 187 млн рублей. Проект был разделен на пять направлений: «Животные», «Растения», «Микроорганизмы и грибы», «Биоматериал человека» и «Биологическая информация».

«К моменту начала проекта у нас насчитывалось 150 различных биологических коллекций. Это и была та база [на которой строился проект «Ноев ковчег»]. Они не использовались тогда в полную силу, потому что не было единого формата, не было финансирования, и, собственно, на решение этой проблемы мы нацелили первую фазу проекта, поддержанного грантом РНФ», — рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий в среду на конференции, посвященной подведению итогов проекта.

Над проектом работали 350 ученых, представителей самых разных областей знания — от химии и математики до философии и психологии — из 14 подразделений университета.

Открытые данные

Одним из главных результатов работы над проектом Садовничий считает создание  информационной системы «Ноев ковчег», для подготовки которой ученые не только провели инвентаризацию всех биоколлекций МГУ, но и разработали формат представления этих сильно различающихся данных.

«Это позволило нам в конце 2016 года запустить информационную систему "Ноев ковчег", — заявил Садовничий. — Это все не имеет аналогов в мире, потому что содержит данные о самых разных типах. Мне кажется, это важно, поскольку это дает возможность сравнивать друг с другом разнородное количество образцов. Мое убеждение, что за таким подходом — будущее. И мы гордимся тем, что мы первыми в мире предложили научному сообществу такую интерактивную платформу для подобных исследований».

На сегодняшний день в систему загружено 66 коллекций МГУ, среди которых коллекция Зоологического музея университета — самая большая биологическая коллекция МГУ. Она содержит 10 млн образцов. Для работы с ними в рамках проекта созданы новые лаборатории, в которых специалисты могут секвенировать  ДНК образцов.

В систему вошел и гербарий, который содержит более миллиона растений со всех уголков мира. Его сканирование продолжалось все четыре года работы над проектом, а изображения сразу выкладывали в интернет, в открытый доступ. Общее же количество оцифрованных образцов в системе составляет 1,1 млн. Это количество будет расти, поскольку оцифровка и загрузка новых образцов продолжаются.

Помимо коллекций МГУ в систему загружены данные восьми коллекций других организаций. И, по словам Садовничего, университет постоянно получает все новые запросы на оцифровку.

«Создание такой системы позволило МГУ стать крупнейшим поставщиком данных для всемирной базы данных по биоразнообразию (по-видимому, здесь ректор имел в виду Глобальный информационный фонд по биоразнообразию — прим. «Чердака»). Фактически эти системы, международные базы данных, были синхронизированы. И теперь на долю МГУ приходится более трех четвертей всех российских данных [о биообразцах]... Мы на практике продемонстрировали эффективность подхода к биологическим коллекциям и создали распределенный депозитарий живых систем МГУ. Я рассматриваю это как новый объект инфраструктуры университета», — сказал Садовничий.

Другие итоги

В рамках проекта за четыре года ученые организовали 150 экспедиций, по результатам которых описали более 200 новых видов живых организмов. Садовничий подчеркнул, что «ни один проект в мире не позволил открыть сразу столько новых видов». Кроме того, было подано 15 патентных заявок и опубликовано более 900 научных статей. Получается, что в среднем на публикацию одной статьи у работавших над проектом ученых уходило примерно полтора дня.

Для работы с биологическим материалом в МГУ была создана вторая в России криоколлекция клеток растений. Всего же в мире их насчитывается не больше 10. Кроме того, ученые организовали «Клеточную палату мер и весов».

«Одна из самых острых проблем — отсутствие клеточных стандартов. В теле человека более 200 типов клеток, и они зачастуют переходят из одного типа в другой в течение человеческой жизни. Чтобы знать, к какому типу относится та или иная клетка, нужно их с чем-то сравнивать. Именно для этого в рамках проекта "Ноев ковчег" была создана "Клеточная палата мер и весов". Это коллекция эталонных клеток разных типов», — заявил Садовничий.

Однако продолжение работ требует нового финансирования, поскольку грант был рассчитан до 2018 года.

Генеральный директор РНФ Александр Хлунов, в свою очередь, предложил руководству МГУ обратиться в правительство РФ с просьбой выпустить специальное постановление правительства, которое будет предусматривать дальнейшую поддержку этого проекта в обмен на обязательства эффективной работы со стороны МГУ.

 Алиса Веселкова