По словам авторов статьи, целью экспедиции было изучить взаимоотношения между беспозвоночными и позвоночными в тропическом лесу. Если в умеренных широтах беспозвоночные — это в худшем случае мелюзга, которая досаждает позвоночным укусами, как комары или блохи, то в жарком и влажном климате тропиков представители артропод вполне могут съесть прогрессивного, но неудачливого представителя хордовых. Посмотреть, кто и как ест мелких позвоночных в дождевых леса Перу, отправилась экспедиция из США.
В основном исследователи выходили по ночам, потому что именно ночью активность хищных членистоногих выше. В неверном свете фонарей они увидели картины страшных расправ. Например, однажды им на глаза попался паук-птицеед из рода Pamphobeteus, который восседал на опоссуме из рода Marmosops. Конечности сумчатого зверька еще подрагивали какое-то время, но яд паука сделал свое дело, и мохнатое хладнокровное создание размером с «обеденное блюдо» (тут мы дословно цитируем слова одного из ученых, которые приводит пресс-релиз университета) уволокло жертву в темноту, удерживая тело хелицерами.
Кроме того, ученые неоднократно видели пауков, которые поедали лягушек и ящериц.

Кроме пауков, на поедании маленьких хордовых попались и многоножки. Авторы описывают случай, когда они наткнулись на небольшую змею, катесбианского улиткоеда Dipsas catesbyi, всего несколько сантиметров в длину, которую заживо поедала неопознанная многоножка из семейства настоящих сколопендр. Попав в луч света, сколопендра скрылась в листьях, а змею пришлось умертвить, из милосердия: сколопендра сильно проела ей бок и несчастная рептилия не имела возможности выжить. В другой раз натуралисты нашли еще одну жертву сколопендры — коралловую змею. Если зубы улиткоеда для человека безопасны, то коралловая змея очень ядовита. Ее добивать не пришлось — сколопендра начала с головы.

Помимо пауков и сколопендр, на жизнь малых позвоночных прямо на глазах ученых покушались и насекомые: мухи откладывали в зверьков яйца, а вылупившиеся из яиц личинки прогрызали покровы тела и забирались внутрь. Изнутри опарыши поедали свою жертву; насытившись и убив ее, они выходили наружу, чтобы окуклиться и стать впоследствии мухой.
Однако, помимо вышеописанных жестокостей, естествоиспытателям не раз повстречались и примеры необыкновенного миролюбия, которое проявляли друг к другу пауки и лягушки. Хотя первые и охотятся на вторых, тот же Pamphobeteus из семейства пауков-птицеедов, который промышляет опоссумами, не нападает на лягушек Chiasmocleis royi из семейства узкоротов, или микроквакш. Несмотря на то что микроквакша очень мала — самые крупные особи не вырастают более чем на три сантиметра в длину, — паук не причиняет ей вреда. Иногда по ошибке он может схватить ее, реагируя на движения воздуха, но тотчас же выплевывает безо всякого ущерба для здоровья амфибии.
Гроза опоссумов так дружен с микроквакшей, что даже живет вместе с ней. Авторы работы описывают, как наблюдали совместный выход пауков и лягушек из одной норы: сперва вышли три лягушки, затем десять маленьких паучков Pamphobeteus, а замыкала процессию крупная взрослая паучиха-птицеед. Лягушки разбрелись по окрестностям, а пауки остались сидеть у входа. Еще несколько раз ученые видели группы микроквакш возле нор, в которых жили птицееды, на расстоянии всего в пять сантиметров от входа в укрытие пауков.

Возможно, пауки не охотятся на микроквакш из-за кожных выделений последних. Лягушки же, в свою очередь, занимают влажные норы пауков, чтобы спасать кожу от высыхания, а жизнь — от хищников: мало кто полезет в нору к пауку размером с тарелку. Паукам тоже может быть толк от лягушек: на птицеедах ученые обнаружили яйца мух-паразитов — возможно, лягушки очищают от них тело своих восьмилапых соседей. Так или иначе, пауки с лягушками живут мирно. Здесь нужно заметить, что биостанция, в районе которой проходят экспедиции по сельве, носит название Los Amigos — «Друзья» с испанского.
Как пишут ученые, все случаи вражды и дружбы были задокументированы, мертвые змеи заспиртованы, пауки и лягушки — засняты. Теперь дело за исследованиями, которые количественно оценят взаимоотношения членистоногих и хордовых и выявят закономерности и их влияние друг на друга.
Максим Абдулаев