У южноамериканской амфибии нашли ядовитые железы

Это может говорить о том, что животные с ядовитым укусом появились гораздо раньше, чем думали ученые

ТАСС, 3 июля. Американские зоологи выяснили, что у кольчатых червяг – причудливых безногих амфибий из Южной Америки, которые внешне похожи на змей, – есть полноценные ядовитые железы. Описание открытия опубликовал научный журнал iScience.

"Мы привыкли считать, что амфибии – лягушки, жабы и прочие – абсолютно безобидны для человека. Лишь у некоторых из них кожные железы производят ядовитый секрет для отпугивания хищников. Поэтому, узнав, что амфибия может наносить ядовитые укусы, мы очень удивились", – рассказал один из авторов работы, профессор Университета штата Юта (США) Эдмунд Броди.

Броди и его коллеги изучали южноамериканских кольчатых червяг (Siphonops annulatus) – одних из самых древних и причудливо выглядящих амфибий на Земле. Ученые считают, что они приобрели свой современный облик примерно 250 млн лет назад, когда их предки лишились конечностей.

Кольчатые червяги вынашивают свое потомство внутри утробы, а также ведут очень скрытный образ жизни. Поэтому их биология, пищевые привычки и различные особенности среды обитания остаются практически неизученными. Чтобы исправить это, зоологи из США и Бразилии два года назад начали наблюдать за этими причудливыми животными.

В результате оказалось, что червяги постоянно вырабатывают два типа слизи. Первый из них образуется в специальных железах на голове амфибий и помогает им прокладывать тоннели под землей. Второй тип выделений, в котором содержатся едкие вещества, вырабатывает хвост червяг и помогает им отпугивать хищников.

Тайное оружие амфибий

"Когда я изучал органы, которые вырабатывают эту слизь, я натолкнулся на другой тип желез, который окружает зубы червяг. В отличие от кожных желез, они сформированы из тканей зубов, что также характерно и для ядовитых желез змей. Мы никогда не находили ничего подобного в организме амфибий", – рассказал еще один автор исследования, биолог из Института Бутантан в Сан-Паулу (Бразилия) Педру Маильо-Фонтана.

Открыв эти необычные структуры, ученые детально исследовали их устройство и содержимое. Для этого они проанализировали состав молекул из жидкости, которая находится в этих железах. Оказалось, что в ней было много фосфолипазы А2 – фермента, который часто присутствует в яде змей, пчел и ос.

Интересно, что размеры мешочков с ядом у червяг были относительно невелики, но при этом каждый зуб был соединен со своей собственной ядовитой железой. Для сравнения, в голове змей обычно есть два таких мешочка. Однако они при этом достаточно велики.

Увеличенный снимок зубов и связанных с ними желез кольчатой червяги Butantan Institute via Eurekalert!
Увеличенный снимок зубов и связанных с ними желез кольчатой червяги
© Butantan Institute via Eurekalert!

Пока ученые не могут точно сказать, как червяги используют эти выделения – в качестве главного средства для добычи пищи, как это делают змеи, или для каких-то других целей. При этом Броди, Маильо-Фонтана и их коллеги склоняются в сторону этой гипотезы, так как зубы и рот червяг – это практически единственный инструмент для добычи пищи.

"Если мы докажем, что эти выделения представляют собой яд, то сам факт существования этих желез будет говорить о том, что первые животные с ядовитым укусом появились на Земле значительно раньше, чем мы считали, ведь змеи появились значительно позже червяг", – подытожил Броди.