Российские ученые нашли новый, не травматичный метод лечения катаракты

При этом они используют два лазера, один из которых разрушает хрусталик, а другой – стимулирует клетки к самовосстановлению

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 апреля. /ТАСС/. Российские ученые разработали новый лазерной метод, который позволяет проводить менее травматичные операции по лечению катаракты. В новой технологии лазер используют для разрушения помутневшего хрусталика и для заживления окружающих тканей. Об этом пишет Университет ИТМО со ссылкой на статью в научном журнале Optical and Quantum Electronics.

"Ученые из Университета ИТМО и Межотраслевого научно-технического комплекса "Микрохирургия глаза" (Центр Федорова) более 20 лет работали над тем, чтобы снизить побочные эффекты от операций по экстракции катаракты. Результатом стала технология, в которой лазер одновременно используется для разрушения катарактального хрусталика глаза и для стимуляции заживления окружающих тканей", - говорится в сообщении.

Один из авторов работы, профессор Университета ИТМО Андрей Беликов пояснил, что при катаракте – помутнении хрусталика глаза – хрусталик удаляют хирургическим путем, и на его место вставляют искусственный. Хрусталик разрушают либо с помощью ультразвука, либо с помощью лазера. "Проблема в том, что любое воздействие травмирует окружающие ткани, и их восстановление не всегда идет по оптимальной траектории", – пояснил ученый.

В процессе своих исследований специалисты начали использовать для операции два лазера: более мощный для разрушения хрусталика, а менее мощный – для подсветки во время операции. Со временем врачи обратили внимание на то, что менее мощный лазер может не только подсвечивать, но и стимулировать поврежденные клетки, чтобы они восстанавливались.

После этого ученые стали искать оптимальный способ взаимодействия разрушающего луча и слабого красного лазера. Наилучшим решением оказалось использовать оба лазера одновременно. "Одновременное использование двух лазеров хорошо тем, что в процессе силового воздействия возникают клетки, которые повреждены, но не полностью разрушены. Очень важно сразу стимулировать их регенерацию. Именно после такого воздействия процесс восстановления глаза происходит в наиболее благоприятных условиях", – пояснил Беликов.

Метод уже внедрен в работу клиники "Микрохирургия глаза". Как отметили в вузе, клинически установлено, что при использовании нового способа потеря клеток эндотелия – слоя плоских клеток, которые выстилвают заднюю поверхность роговицы, – уменьшается почти в 2 раза по сравнению с ультразвуковой операцией. Случаи отека центральной части сетчатки и дистрофия роговой оболочки глаза не наблюдались.