НИЖНИЙ НОВГОРОД, 13 марта. /ТАСС/. Нижегородские ученые разработали прототип автоматизированной системы контроля бдительности машиниста локомотива, сообщил в понедельник ТАСС декан факультета социальных наук Университета Лобачевского (ННГУ) Роман Голубин.
"Эта система перспективная, за ней будущее, мы сделали программный продукт, апробировали камеры и готовы развивать это направление дальше", - сказал Голубин, отметив, что подобные системы на железных дорогах в РФ пока не внедрены.
По его словам, система независимо от человека по глазам при помощи в том числе камеры очень точно определяет момент, когда у машиниста наступает момент усталости, засыпания. "Сейчас идет тренд на перевод управления транспорта - авиатранспорта, железнодорожного транспорта и других - на одного человека, поэтому автоматизация очень важна", - отметил декан факультета.
"В ближайшем будущем можно будет на соответствующих предприятиях собирать данную систему и интегрировать ее в локомотивы", - сказал собеседник.
Технологическая безопасность
Как объяснил Роман Голубин, работа над отечественным продуктом необходима и для обеспечения технологической безопасности страны. "Это в том числе и безопасность страны. Вы видите, как сейчас санкции наложили, и лишили нас доступа к продвинутым передовым системам. Нам это необходимо с точки зрения интереса страны, это полезно во всех отношениях. Это шаг к технологической безопасности страны", - сказал декан факультета социальных наук.
Он отметил, что система работает в том числе на основе уникальных маркеров, которые отслеживаются во время исследований и опытов. "Ученые, которые работают над этим, в результате своих исследований и опытов, проводимых с людьми, <…> отслеживают и интерпретируют, например, как двигается веко или зрачок. Каждый такой нюанс, каждая характеристика (абсолютная или относительная, оконная или дискретная) такого движения, является метрикой. Самое главное, когда вы высчитываете метрики, их нужно еще интерпретировать. И вот когда метрика показывает себя информативной с точки зрения детекции какого-то состояния, например, усталости, тогда она становится маркером. Именно этот набор маркеров и является уникальным продуктом", - сказал собеседник.
Работа проводилась в рамках сотрудничества Университета Лобачевского, Нижегородского научно-образовательного центра и Горьковской железной дороги (ГЖД).