Биологи научились подавлять волны аритмии при помощи вспышек света

Подход послужит основой для создания неинвазивных методов лечения

МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Исследователи из России успешно подавили развитие волн аритмии в культуре мышечных клеток сердца при помощи светочувствительных органических молекул и источника ультрафиолетового излучения. Этот подход послужит основой для создания неинвазивных методов лечения аритмии, сообщила во вторник пресс-служба Московского Физтеха.

"Наша работа показывает, что введение в кровоток фотоконтролирующего вещества позволяет менять свойства сердечной ткани, воздействуя на нее светом. В отличие от некоторых других способов борьбы с аритмией мы не используем никаких инвазивных инструментов или аппаратов сердечного сканирования, а просто вводим вещество", - заявил научный сотрудник МФТИ (Долгопрудный) Андрей Бережной, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По статистике ВОЗ, аритмия сегодня входит в число самых распространенных форм нарушенного сердечного ритма. Число ее носителей повышается примерно на 8-9% каждое десятилетие. В 2010 году, по данным ВОЗ, оно достигло 33 миллионов человек. Примерно каждый десятый человек, страдающий от гипертонии, становится жертвой желудочковой аритмии в последующие годы своей жизни.

Порождаемые ею нарушения в работе сердечной мышцы опасны тем, что они могут приводить к возникновению тромбов и внезапной остановке сердца. Как правило, сейчас для борьбы с аритмией используются специальные кардиостимуляторы, периодически "перезапускающие" цикл работы сердца, а также хирургические операции, в ходе которых поврежденный участок сердечной мышцы специальным образом выжигается, что восстанавливает нормальную передачу электрических импульсов по сердцу.

Неинвазивная терапия аритмии

Бережной и его коллеги под руководством Константина Агладзе, заведующего лабораторией биофизики возбудимых систем МФТИ, уже долгое время изучают то, как развивается аритмия и ищут новые подходы для ее предотвращения. В своей новой работе ученые проверили, можно ли устранить аритмию при помощи светочувствительных веществ, меняющих электрические характеристики контактирующих с ними тканей тела.

Одним из таких соединений является органическое вещество AzoTAB (бромид азобензола триметиламмония). Его трехмерная форма меняется под воздействием ультрафиолетового излучения, что в теории позволяет использовать его более безопасные для жизни человека аналоги для неинвазивного управления электрическими свойствами мышечной ткани при помощи вспышек ультрафиолета и видимого синего света.

Руководствуясь подобными соображениями, российские исследователи ввели AzoTAB в культуру клеток сердечной мышцы и проследили за тем, как по ним распространялись волны возбуждения при облучении светом. Проведенные ими опыты показали, что молекулы AzoTAB действительно меняли электрические свойства культуры клеток таким образом, что это позволяло ученым подавлять спиральные волны возбуждения, часто возникающие у носителей аритмии и сбивающие нормальный цикл работы сердца.

Успешное завершение этих опытов, как отмечают ученые, дает надежду на создание более безопасных аналогов AzoTAB, которые позволят подавлять аритмию у пациентов полностью неинвазивным способом. Создание подобных терапий значительно улучшит качество жизни пациентов и снизит нагрузку на систему здравоохранения, подытожили исследователи.