Физикам в России удалось впервые в мире синтезировать самый легкий изотоп нобелия

По словам специалистов, полученные результаты помогают ученым продвинуться в понимании свойств и пределов стабильности ядерной материи

МОСКВА, 11 января. /ТАСС/. Сотрудники лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований (ЛЯР ОИЯИ) впервые в мире синтезировали самый легкий, или "нейтронодефицитный", изотоп металла нобелия - 249No, сообщили ТАСС в пресс-службе ОИЯИ.

Нобелий - один из наиболее тяжелых металлов (актиноидов), стоящий в таблице Менделеева под номером 102. Он не существует в природе и был впервые получен искусственно на ускорителе ОИЯИ в Дубне в середине 1960-х годов. Самое долгоживущее ядро атома нобелия имеет 259 протонов и нейтронов, его период полураспада около часа. Изотоп же, о котором идет речь, имеет на 10 нейтронов меньше и живет всего 44 миллисекунды.

"Группа ученых лаборатории ядерных реакций ОИЯИ в течение 2019-2021 годов исследовала свойства радиоактивного распада нейтронодефицитных ядер нобелия и резерфордия. По итогам проведенных экспериментов был синтезирован новый, самый нейтронодефицитный изотоп 249No. <...> Полученные результаты помогают ученым продвинуться в понимании свойств и пределов стабильности ядерной материи", - отметили в пресс-службе.

Как рассказал начальник сектора №2 ЛЯР ОИЯИ Александр Свирихин, на высокоинтенсивных пучках циклотрона У-400 с использованием сепаратора продуктов реакций полного слияния SHELS было зарегистрировано 220 событий образования 249No. Это позволило установить схему его распада на уже известные физикам ядра. "Фермий-245, в который он распадается, был слабо изучен, мы обнаружили для него моду распада, связанную с электронным захватом: он способен распадаться не только альфа-распадом в калифорний-241, как считалось ранее, но и в эйнштейний-245, как раз через электронный захват", - сообщил Свирихин.

Данные работы, по словам ученого, особенно важны для понимания, каким может быть минимальное и максимальное соотношение нейтронов и протонов в ядре и какое наименьшее число нейтронов позволяет ядру оставаться стабильным.

ОИЯИ - международная межправительственная организация, созданная на основе соглашения, подписанного одиннадцатью странами-учредителями 26 марта 1956 года и зарегистрированная ООН 1 февраля 1957 года. ОИЯИ территориально расположен в городе Дубне Московской области. Это всемирно известный научный центр, являющий собой уникальный пример успешной интеграции фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований с разработкой и применением новейших технологий и университетским образованием.