В Новосибирске кошек и собак вылечили от рака ускорительным источником нейтронов

По словам специалистов, это первое в мире исследование метода in vivo на крупных млекопитающих

НОВОСИБИРСК, 7 июня. /ТАСС/. Специалисты Новосибирского государственного университета (НГУ) совместно с коллегами из Института ядерной физики (ИЯФ) им. Г. И. Будкера СО РАН излечили 15 собак и кошек от злокачественных опухолей с помощью нового метода лечения рака - бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ). Состояние животных улучшилось, сообщили во вторник в пресс-службе ИЯФ СО РАН.

Бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ) - методика, направленная на избирательное уничтожение клеток злокачественных опухолей: в них накапливают изотоп бора, а затем облучают потоком нейтронов. Этот способ показал эффект в экспериментах по лечению опухоли головного мозга и других видов онкологии, на которые плохо действуют традиционные методы.

Эксперимент проводили только на животных со спонтанными опухолями. До начала облучения кошкам и собакам вводили препарат адресной доставки бора, затем их погружали в медикаментозный сон, фиксировали под ускорителем и облучали в течение двух часов. После лечения сотрудники лаборатории и ветеринарные врачи Динамику опухолей и параметры состояния участников эксперимента оценивали при помощи томографа и при повторных лабораторных анализах.

"Кошкам и собакам вводили борсодержащий препарат и облучали на ускорительном источнике нейтронов, после чего был отмечен регресс опухолей и улучшение общего состояния животных. Это первое в мире исследование in vivo на крупных млекопитающих с использованием подобного ускорителя, которое является серьезным шагом к клиническим испытаниям с людьми", - говорится в распространенном сообщении.

В пресс-службе добавили, что биологические и терапевтические реакции на опухоли у домашних животных - более подходящие модели реакций тканей человека, в отличие от тел мелких грызунов.

"Эффект БНЗТ получен не только на клеточных культурах и лабораторных мышах, но и на крупных млекопитающих - кошках и собаках, а в дальнейшем, возможно, на кроликах и свиньях. В широком смысле это обязательный этап внедрения БНЗТ-технологий в медицинскую практику", - отметил автор исследования, заведующий лабораторией ядерной и инновационной медицины физического факультета НГУ кандидат медицинских наук Владимир Каныгин.

В России запущена государственная программа по переводу ускорительного источника нейтронов, построенного в ИЯФ СО РАН, в клиническую фазу. В 2023-2024 годах специалисты института изготовят и поставят его в ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н. Н. Блохина" для проведения доклинических и клинических испытаний БНЗТ.