Достаточно долго исследователи считали, что единственным соседом и конкурентом древних Homo sapiens были первые аборигены Европы — неандертальцы, чьи предки, гейдельбергские люди (Homo heidelbergensis), покинули Африку задолго до исхода кроманьонцев, примерно 400 тысяч лет назад.
В последние десятилетия эта еще недавно нерушимая парадигма пошатнулась благодаря открытию новых видов древних людей, которые жили одновременно с Homo sapiens, а также вкладу точных и естественных наук в палеонтологическую картину эволюции человека.
Алтайские первопроходцы
Наиболее серьезные изменения в представления о том, как развивались наши предки и ближайшие родичи в последние 100 тысяч лет, внесла палеогенетика — наука, изучающая ДНК давно вымерших существ. Еще в 2009 году шведский специалист по эволюционной генетике Сванте Паабо с коллегами представили первую в мире черновую копию генома неандертальца, восстановленную по обрывкам ДНК из костей аборигена Европы.
Изучение «воскрешенной» ДНК неандертальцев дало еще один аргумент в пользу того, что они часто контактировали с кроманьонцами, — во всех смыслах. Как оказалось, мы унаследовали около 4% ДНК от первых аборигенов Европы, которые подарили нам свой иммунитет и ряд других полезных для жизни в суровом климате адаптаций.
Второй важнейший результат, который принесла палеогенетика, — открытие «третьего вида людей», как их изначально называли в прессе, или денисовцев. Такое название они получили по имени Денисовой пещеры на Алтае, где были обнаружены останки.
В 2008 году академик Анатолий Деревянко и другие российские палеонтологи проводили раскопки в Денисовой пещере. Исследователи нашли палец стопы и несколько других фрагментов костей, принадлежавших, как они думали, неандертальцам. Ученые передали находки Паабо, который через два года выяснил, что «хозяин» костей относился к неизвестному ранее виду людей.

Денисовцы, как и неандертальцы, активно взаимодействовали с предками Homo sapiens, «подарив» им около 4—6% ДНК. Пока ученые не знают, откуда взялись денисовцы и как широко они были распространены, однако предполагают, что Homo denisova являются потомками первых прямоходящих людей (Homo erectus), которые покинули Африку около 800 тысяч лет назад, задолго до исхода предтеч кроманьонцев и неандертальцев.

Хоббиты из Индонезии
Еще одна находка, на этот раз 2003 года, до сих пор провоцирует ожесточенные баталии среди палеонтологов. Останки «людей-хоббитов», или Homo floresiensis, были найдены на индонезийском острове Флорес. Их обнаружили при раскопках в пещере Лианг-Буа, откуда ученые извлекли несколько сотен фрагментов человеческих костей. Примерно через год, в октябре 2004 года, команда палеонтологов под руководством известного британского специалиста Майкла Морвуда представила миру череп и почти полный скелет крайне необычного древнего человека ростом в один метр. «Хоббиты», как немедленно окрестили странных карликов, сочетали признаки кроманьонцев, людей прямоходящих и даже австралопитеков.
Находка и решение Морвуда выделить «хоббитов» в отдельный вид вызвали шквал критики со стороны других палеонтологов. Практически каждый год в престижных научных журналах публикуются статьи оппонентов Морвуда, которые объясняют анатомию «хоббитов», по сути, двумя вещами: тяжелыми врожденными болезнями и феноменом, который ученые называют «островной карликовостью» (живые существа, долгое время обитающие на островах вдали от хищников, уменьшаются в размерах — обычно это связано с нехваткой еды и относительной безопасностью).

В одном из недавних исследований авторы объясняют необычные черты «хоббитов» синдромом Дауна. По мнению исследователей, люди с острова Флорес были похожи на современных меланезийцев, но до наших дней сохранились только останки больного человека. Эту гипотезу подкрепляют и другие черты анатомии «хоббита»: короткие бедренные кости и пальцы рук, плагиоцефалия (сплющенная голова), плоскостопие, отсутствующие пазухи носа и асимметрия черепа.
Можно ожидать, что споры о видовой принадлежности «хоббитов» продолжатся и дальше: в останках флоресского человека почти не сохранилось ДНК, анализ которой почти со 100-процентной вероятностью ответил бы на вопрос о происхождении странного существа и его наследственных болезнях.
Китайские родственники
Еще две необычные находки, о которых много писали в прессе и чей статус и положение на древе эволюции пока не определено, были сделаны на территории Китая и Тайваня.
В 2012 году палеонтологи обнаружили в запасниках одного из китайских музеев останки четырех необычных людей, найденные в конце 70-х годов и в 1989 году в пещере Красных оленей на северо-востоке КНР. Необычная анатомия древнего гоминина, сочетающая в себе черты сапиенсов и более древних представителей рода Homo, заставила ученых в очередной раз говорить о третьем (точнее, уже четвертом) виде древних людей, который жил одновременно с нашими предками.
Вполне ожидаемо, что с этим вердиктом не согласились другие палеонтологи, которые считают человека из пещеры Красных оленей результатом скрещивания денисовцев и современных людей. Другие исследователи полагают, что он вообще был обычным кроманьонцем с несколько нестандартной анатомией. Как и с «хоббитом», проблема определения вида усложнена тем, что обрывков ДНК в останках недостаточно для восстановления генома.
Вторая необычная находка из Китая была в прямом смысле выловлена со дня моря в январе 2015 года. В проливе между Тайванем и материковым Китаем рыбаки подняли кости древнего человека, который жил на территории Поднебесной примерно 460—150 тысяч лет назад.
Ученые проанализировали устройство челюсти, форму и размеры зубов и пришли к выводу, что имеют дело не с останками кроманьонца, а с ранее неизвестным древним видом людей, похожим на человека прямоходящего. В пользу этого свидетельствуют относительно крупные зубы «тайваньского человека», приспособленные для пережевывания грубой пищи, и челюсть без выступающего подбородка и некоторых других характерных черт современных людей. Из-за проблем с датировкой пока непонятно, является ли он современником людей из пещеры Красных оленей, предком денисовцев или кем-то еще.
IQ неандертальцев
Палеонтология и палеогенетика изменили представления и о всем известных неандертальцах. Можно сказать, что данные последних исследований явили миру новый вид: похоже, что неандертальцы вовсе не были Homo stupidus, «тупыми людьми», как их окрестил знаменитый биолог Эрнст Геккель аж в XIX веке. В действительности они почти не уступали нашим предкам, а кое в чем и превосходили.

Одним из главных доказательств невысоких умственных способностей неандертальцев считались их орудия труда, которые заметно проигрывали по сложности изготовления инструментам сапиенсов. Кроме того, считалось, что у неандертальцев толком не было культуры: от них не осталось ни рисунков, ни украшений.
Оба эти представления были опровергнуты после того, как в пещерах Италии, Испании и Южной Европы, где жили одни из последних представителей неандертальцев, были сделаны удивительные находки. Достаточно сложные орудия труда Homo neanderthalensis исследователи впервые обнаружили еще в 1960-х в пещере Улуцци на территории Италии. Похожие орудия так называемой шательперронской культуры нашлись на территории Франции, и ученые заговорили о том, что очень может быть, это кроманьонцы позаимствовали у неандертальцев ноу-хау. Но, по крайней мере, считавшиеся недалекими родственники сапиенсов были вполне способны делать сложные каменные инструменты.
Еще одно доказательство ума Homo neanderthalensis — умение неандертальцев, живших на территории Испании, охотиться на диких голубей. Для того чтобы ловить птиц, нужны были хорошая сноровка, быстрая реакция, точный глазомер и качественные орудия труда.
Наконец, в последние пять лет было совершено около дюжины открытий, продемонстрировавших богатство культурной жизни неандертальцев. В 2012 году палеонтологи определили возраст рисунков с изображением Солнца и отпечатков рук в пещерах Альтамира и Эль Кастилло в Испании. Они оказались древнейшими образцами человеческого и неандертальского искусства в Европе.

Художественные способности неандертальцев не ограничивались живописью: в марте 2015 года хорватские палеонтологи нашли в одной из пещер на Балканах фрагменты неандертальского ожерелья. Жители пещеры изготовили его из когтей орланов-белохвостов и украсили узорами и царапинами аж 130 тысяч лет назад — задолго до того, как на эту землю пришли наши предки.
Культура неандертальцев тоже мало в чем уступала кроманьонской. В 2013 году ученые доказали, что аборигены Европы хоронили усопших в глубоких могилах, защищая останки от падальщиков. Чуть раньше, в 2012 году, химики нашли следы растений на полу испанской пещеры Эль-Сидрон, которые помогли им установить, что «мясоеды»-неандертальцы пили отвары из ромашки, из тысячелистника для лечения болезней, а также умели варить каши из растительной пищи.
Ко всему прочему, за последние 25 лет накопилось много серьезных доказательств в пользу того, что неандертальцы умели говорить. Так, в 1989 году палеонтологи нашли в израильской пещере Кебара останки подъязычной кости Homo neanderthalensis — она необходима для членораздельной речи. В 2013 году команда физиков и антропологов «просветила» находку при помощи трехмерного сканера и подтвердила, что неандертальская версия этой кости была идентична человеческой по своим «речевым» свойствам.
Если ты такой умный, почему ты вымер?
Если посмотреть на все это разнообразие соседей кроманьонцев, возникает резонный вопрос: куда они все делись? С «хоббитами», если согласиться с гипотезой об их вырождении, все более или менее понятно, но исчезновение других древних людей остается загадкой.
Есть две основные гипотезы, объясняющие, почему вымерли первые аборигены Европы и Азии: антропогенная и климатическая. Первая связывает исчезновение неандертальцев и, возможно, денисовцев, с нашими предками: Homo neanderthalensis и Homo denisova проиграли кроманьонцам в ожесточенной борьбе за выживание. Вторая гипотеза предполагает, что в вымирании наших ближайших эволюционных родственников виноваты климатические факторы.
В конце августа 2014 года было опубликовано исследование, которое поставило под сомнение обе эти гипотезы. Используя новые калибровочные стандарты, палеонтологи вычислили точную дату вымирания последних неандертальцев: согласно их данным, это произошло 39 260 лет назад.

Эта оценка крайне неудобна для обеих версий вымирания. Первые люди начали проникать в Европу примерно 45 тысяч лет назад, но их численность, судя по «густоте» оставленных орудий труда в почве на дне пещер, оставалась крайне низкой до отметки в 40 тысяч лет назад. Если бы неандертальцы и кроманьонцы активно взаимодействовали и враждовали друг с другом, эти контакты оставили бы куда больший след в ДНК современных людей и в культурных памятниках того времени, чем мы видим.
Аналогичным образом, по мнению авторов новой датировки, долгое сосуществование ставит под сомнение климатическую теорию вымирания неандертальцев: почему климатическая катастрофа, если она и была, убила только Homo neanderthalensis и не коснулась сапиенсов? Так что пока внятного ответа на вопрос, что погубило неандертальцев, денисовцев и, может быть, пока не открытые виды современников наших предков, нет. Возможно, в будущем ученые выяснят это, а заодно найдут еще несколько видов людей, о существовании которых мы сегодня не догадываемся.
Александр Телишев