«Юнона» и Юпитер: первое свидание. Обработаны данные первого пролета «Юноны» над Юпитером

Проанализировав данные, собранные космическим аппаратом «Юнона» во время его первого пролета над Юпитером, исследователи выяснили, что сила магнитного поля Юпитера примерно в два раза больше, чем считалось ранее.

«Значение наблюдавшегося магнитного поля — 7,766 Гаусс — почти в два раза сильнее, чем ожидалось», — пишут в статье, опубликованной в журнале Science, Скотт Болтон (Scott Bolton) из Юго-Западного научно-исследовательского института (США) и его коллеги.

Космический аппарат «Юнона» был запущен к Юпитеру 5 августа 2011 года и долетел до своей цели в июле 2016 года. Основная задача «Юноны» — получить информацию о происхождении и эволюции Юпитера. Каждые 53 дня космический аппарат проходит над верхним слоем облаков в атмосфере планеты.

Облака на Юпитере, вероятнее всего, состоят из водяного и аммиачного льда. Иллюстрация: NASA / SWRI / MSSS / Gerald Eichstädt / Seán Doran

Исследователи представили анализ данных, собранных во время первого пролета «Юноны» над облаками Юпитера со включенным научным оборудованием. 27 августа 2016 года космический аппарат приблизился к облачному слою на 4,2 тысячи километров. Это позволило ученым также впервые получить снимки полюсов, на которых видны хаотически расположенные светлые овалы — циклоны. На севере они достигают 1,4 тысячи километров в диаметре, на юге — одной тысячи километров. Исследователи отмечают, что эта картина отличается от вида полюсов другого газового гиганта — Сатурна, на обоих полюсах которого есть два больших циклона, а на северном полюсе облака образуют вокруг циклона правильный шестиугольник.

Полюса Юпитера. Иллюстрация: J.E.P. Connerney et al., Science (2017)

Кроме того, научные приборы на борту аппарата замеряют тепловые потоки и содержание аммиака и воды в атмосфере планеты, изучают полярные сияния и картографируют магнитное поле Юпитера.

Ранее ученые предполагали, что аммиак будет распределен в атмосфере равномерно, однако данные «Юноны» неожиданно выявили явную структуру в распределении этого вещества (оранжевый цвет — аммиака много, голубой — мало). Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech / SwRI

Радиосигнал, который космический аппарат передает на Землю, служит не только для связи, но и позволяет замерять вариации гравитационного поля Юпитера. В зависимости от них скорость аппарата немного меняется, что сказывается на длине радиоволны и при приеме сигнала на Земле позволяет вычислить гравитационные неоднородности. Данные о магнитном и гравитационном полях Юпитера позволят исследовать внутреннее строение, установить наличие у него ядра и его массу.

Полярное сияние на южном полюсе Юпитера, увиденное «Юноной». Видео: NASA / JPL-Caltech / SWRI

Сначала предполагалось, что «Юнона» за 106 дней дважды облетит Юпитер, а затем выйдет на более короткую 14-дневную орбиту, чтобы аппарат мог как можно чаще пролетать вблизи планеты. Но из-за проблем с двигателем, выявленных в феврале, было решено оставить космический аппарат на более долгой орбите, где он сделает всего 12 витков вместо предполагавшихся 37. К настоящему моменту «Юнона» пролетела мимо Юпитера уже пять раз.

Несмотря на меньшее число «свиданий», у более длинной орбиты есть свои преимущества: космический аппарат проводит меньше времени в радиационных поясах планеты, благодаря чему увеличивается его срок службы. Планируется, что «Юнона» проработает до июля 2018 года, после чего ее направят в атмосферу планеты, где она и сгорит — такая предосторожность нужна, чтобы не занести земные микроорганизмы на спутники Юпитера, особенно на Европу, где есть подповерхностный океан, в котором ученые надеются найти следы жизни. Однако исследователи могут подать заявку на продолжение научной программы «Юноны», и, возможно, срок ее жизни тоже будет продлен.

Екатерина Боровикова