«Важно изучить механизмы защиты от вируса, которые используют сами растения». «Чердак» побеседовал с Вячеславом Мартемьяновым о создании вирусного препарата, способного регулировать плотность популяции непарного шелкопряда

Непарный шелкопряд перед атакой
© Фото предоставлено В.Мартемьяновым
Почти тысячу гектаров реликтовой лиственницы острова Ольхон на Байкале летом 2018 г. уничтожил лесной вредитель непарный шелкопряд (Lymantria dispar). Специалисты говорят, что еще в прошлом году популяция этого насекомого была в три раза меньше. На будущий год ситуация может стать критической, ведь один непарный шелкопряд откладывает до 500 яиц. Лиственница далеко не единственная пища непарного шелкопряда. В его рационе более 500 видов деревьев, растущих на территории Азии, Европы, Японии, Северной Америки и Северной Африки. Это насекомое считается одним из самых известных лесных вредителей во всем мире, его аппетиты наносят ощутимый экономический ущерб многим странам. Старший научный сотрудник лаборатории экологической паразитологии Института систематики и экологии животных СО РАН Вячеслав Мартемьянов рассказал, как можно победить шелкопряда.

[Ch.]: Традиционный способ борьбы с непарным шелкопрядом – увидел, пришел/прилетел/приехал и обработал. Что не так с этой схемой?

[ВМ]: К сожалению, если увидеть съеденные сотни тысяч гектаров леса можно всегда, то добраться до этих очагов порой нет возможности. Например, в Республике Алтай вспышки численности непарного шелкопряда происходят постоянно, но даже при наличии современных инсектицидов бороться с этой проблемой специалисты зачастую не могут: территории труднодоступны как для наземного транспорта и самолетов, так и для пеших «прогулок». Вот и остается просто смотреть, как погибает лес.

В нашем институте создан и успешно опробован ряд биопрепаратов против гусениц непарного шелкопряда, шелкопряда-монашенки, личинок рыжего соснового пилильщика и др. на основе бакуловирусов, однако они, как и многие биоинсектициды, не лишены недостатков и нуждаются в усовершенствовании и модификации технологии применения.

Вячеслав Мартемьянов (крайний слева) – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологической паразитологии Института систематики и экологии животных СО РАН

Задача текущего вирусологического проекта лаборатории экологической паразитологии ИСиЭЖ СО РАН, поддержанного Российским научным фондом, – создать вирусный препарат (препарат на основе вируса, поражающего насекомое в природе), обработка которым не приведет к массовому и мгновенному уничтожению непарного шелкопряда, но позволит вирусу закрепиться в популяции вредителя и инфицировать будущее потомство, тем самым регулируя количество особей.

Горный Алтай. Слева массив леса, объеденный непарным шелкопрядом (хорошо видно по цвету)

[Ch.]: Какой вирус станет основой для будущего препарата против непарного шелкопряда и как он будет действовать? Что за суперспособность позволит ему регулировать популяцию вредителя?

[ВМ]: Мы работаем с естественным энтомопатогеном (заболеванием, которому подвержено насекомое) непарного шелкопряда – вирусом ядерного полиэдроза. В мире существуют препараты на основе этого вируса, но в них используется только одна его жизненная стратегия – открытая. Она приводит к быстрой гибели большей части популяции непарного шелкопряда, т.е. вирус убивает жертву «в открытую». Такие препараты подходят для массовой обработки – распыляются на тысячи гектаров леса и в течение непродолжительного времени уничтожают насекомое.

Нас же интересует второй тип жизненной стратегии вируса (не самый популярный среди исследователей) – скрытый. В этом случае в оптимальных условиях вирус не приводит к гибели хозяина, однако, никак не проявляясь, сохраняется в организме хозяина и передается его потомству. В острую же форму переходит только при воздействии на хозяина стресс-факторов, например голодания, или воздействия погодных факторов. Мы считаем, что эта стратегия будет более эффективна, т.к. позволит распространить вирус в популяции за счет естественной миграции насекомых, т.е. “насытить” популяцию скрытым вирусом и сделать ее более уязвимой для действия факторов среды. При этом не будет необходимости массового распыления – достаточно микроочагового внесения препарата.

Вирус ядерного полиэдроза. Электронно-просвечивающая фотография. На срезе видны белковые включения (большие полиэдрические образования) и вирионы вируса (более мелкие палочковидные образования), которые заключаются внутрь белка при созревании вируса

Яйцекладка самки непарного шелкопряда
Яйцекладка самки непарного шелкопряда

У нас уже собрана коллекция штаммов вируса ядерного полиэдроза и популяции непарного шелкопряда с различных территорий – от Японии до Европы, а также – коллекция штаммов вируса, полученных при совместной работе с Американской лесной службой Департамента сельского хозяйства США. Так как открытая и скрытая формы инфекции определяются диаметрально противоположной эволюцией способов нападения вируса на насекомое – в случае открытой инфекции эволюция идет по пути усиления вирулентных свойств (уровня болезнетворности вируса), скрытая форма, наоборот, предполагает их снижение, – то для разработки желаемого препарата нам нужно выявить и изучить экологические и молекулярные механизмы функционирования этих жизненных стратегий энтомопатогенного вируса.

Чтобы в лабораторных условиях определить летальную для насекомого дозу вируса, штаммы вируса наносят на листья березы, высушивают и затем штампуют на «порции». Накормить ими нужно тысячи гусениц, определив летальные дозы для каждого исследуемого варианта

Наши ближайшие задачи – проверить, какие генотипы штамма американского вируса (высоко- или низковирулентные) будут лучше цепляться за насекомых и как хорошо будет наследоваться вирус в потомстве. Следующий этап проведут наши японские коллеги – с помощью RNA-seq-технологий (транскриптомное секвенирование) они протестируют высоко- и низковирулентные генотипы на клеточных линиях, полученных от непарного шелкопряда.

Кроме того, в свете недавно опубликованной канадскими учеными статьи сформировалась дополнительная задача разработать метод «генетического слежения» за популяциями шелкопряда с использованием одиночных нуклеотидных замен в ядерных генах. В рамках этого сотрудничества мы планируем разработать и широко опробовать высокоинформативный метод для слежения за эволюционными событиями в популяциях непарного шелкопряда на протяжении всего ареала.

Сбор насекомых совместно с японскими коллегами
Сбор насекомых совместно с японскими коллегами

[Ch.]: Мы говорим о борьбе человека с вредителями за ресурс – лес, а сами деревья как-то борются с насекомыми за свою жизнь?

[ВМ]: Деревья отлично распознают насекомых – например, реакция на сосущих и грызущих вредителей у них совершенно разная: растения быстро включают те защитные функции, которые в данном случае наиболее эффективно сработают. Человек может использовать в своих целях знание законов, на которых строятся эти отношения. В недавнем исследовании, которое мы проводили с Институтом химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (Новосибирск) и Институтом органической химии СО РАН (Новосибирск), мы показали, как меняется восприимчивость непарного шелкопряда к вирусным и бактериальным препаратам в зависимости от условий весны, а именно – условий питания только что вылупившихся гусениц.

Зараженный вирусом ядерного полиэдроза непарный шелкопряд. Покровы насекомого представляют собой органическое вещество – хитин, который расщепляется под действием хитиназы вируса, в результате чего хитин легко повреждаются и вирус выходит наружу

Дело в том, что начало питания гусениц непарного шелкопряда приурочено к распусканию листьев кормового растения – березы. Однако в Сибири часто наблюдаются весенние похолодания, которые приводят к фенологическому разрыву (рассинхронизации) в развитии насекомых и растения. Это происходит из-за различий в их минимальном температурном пороге развития: в период весеннего похолодания листья березы худо-бедно распускаются, а вот гусеницы непарного шелкопряда пребывают в оцепенении, и после наступления теплой погоды начинают питание с задержкой, т.е. более зрелыми листьями. Качественный состав зрелых листьев отличается от молодых – например, в них меньше белка и, как показали недавние исследования, больше токсических тритерпеноидов (сложные производные изопрена).

Сначала мы показали, что при таких фенологических изменениях существенно снижается жизнеспособность насекомых, а позже что чувствительность гусениц непарного шелкопряда к инфицированию узкоспециализированным бакуловирусом увеличивается, когда насекомые «отставали» от развития кормового растения. В тоже время чувствительность гусениц к более широкоспециализированным бактериям, наоборот, снижалась при питании более зрелыми листьями (вот публикация по этому поводу). Результатом работы стали рекомендации по выбору соответствующих биопрепаратов при обработке насекомых в зависимости от погодных условий весны: если весна холодная, то лучше обрабатывать вредителя вирусными препаратами, а если «дружная» – бактериальными. Т.е. без лишних затрат таким нехитрым способом можно увеличивать эффективность обработок.

Этот пример еще раз доказывает, что, изучив жизненные стратегии вируса ядерного полиэдроза непарного шелкопряда и механизмы защиты, которые используют сами растения, человек может адаптировать эти знания для создания не только более эффективных, но и более деликатных препаратов для борьбы с вредителями.

Татьяна Морозова