Рядом с комбинатом "Печенганикель" в Мурманской области обнаружили 17 видов птиц

Помимо обычных для города чаек, уток, голубей, воробьев и ворон, в зоне значительного воздействия комбината обитают береговушки, луговые коньки, рябинники, варакуши, пеночки-веснички, лазоревки, горихвостки-лысушки и другие птицы

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Экспедиция Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) в ходе исследования видового разнообразия природы в Мурманской области обнаружила 17 видов птиц в санитарно-защитной зоне горно-металлургического комбината "Печенганикель". Всего же за время работ на территории Кольского дивизиона "Норникеля" отмечены три вида птиц, занесенных в Красную книгу региона, говорится в отчете ученых, имеющемся в распоряжении ТАСС.

"Маршрут №1 рядом с промплощадкой в городе Заполярный (значительное воздействие), протяженность - 5 км. <...> Всего здесь отмечено 17 видов, что составляет 35% от общего видового состава птиц окрестностей города Заполярный и поселка Никель", - говорится в документе.

В частности, помимо обычных для города чаек, уток, голубей, воробьев и ворон, в зоне значительного воздействия комбината обитают береговушки, луговые коньки, рябинники, варакуши, пеночки-веснички, лазоревки, горихвостки-лысушки и другие птицы. При этом на эталонном участке в центральной части заповедника "Пасвик" исследователи насчитали 15 видов птиц.

Кроме того, в окрестностях Мончегорска, как на территории санитарно-защитной зоны комбината "Североникель", так и в районе более отдаленных мониторинговых участков за время исследований отмечено 44 вида птиц, при этом лазоревка и мухоловка-пеструшка встречены в лесопарковой зоне Мончегорска.

Отдельно ученые исследовали птиц, обитающих в центральной части Мурманского порта, включая набережную Кольского залива. Протяженность маршрута составила 5,3 км, в ходе которых отмечено 12 видов птиц, в том числе занесенная в Красную книгу РФ клуша, а также рябинник, белобровик, большая синица, зеленушка и обычные для города виды.

Редкие виды

За время работ на территории Кольского дивизиона Норильской горно-металлургической компании обнаружены три вида птиц, занесенных в Красную книгу Мурманской области: лебедь-кликун, клуша и беркут. Из них лебедь-кликун и беркут имеют третью (среднюю) категорию редкости. При этом клуша внесена в Красную книгу РФ в 2021 году, как сокращающийся в численности вид.

В частности, две особи лебедя-кликуна отмечены в мониторинговой точке на озере Боссоявре. Также несколько особей кликуна были встречены во внеучетное время. Беркут был зарегистрирован в районе озера Пороярви. Одна особь клуши во время учета была встречена в Мурманском порту в группе серебристых чаек и еще одна особь отмечена в жилых кварталах города.

Всего сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН провели 13 маршрутных учетов птиц на 13 полигонах. Общая длина маршрутов составила 70,7 км, длина одного маршрута в среднем - 5,4 км. На всех промышленных площадках Мончегорска, Никеля и Заполярного учеты птиц проведены в предполагаемых поясах значительного, среднего и незначительного воздействия, а также на контрольных участках.

Базовое исследование биоразнообразия - продолжение работы "Норникеля" и СО РАН, начавшейся в 2020 году и расширившейся на три региона. Цель текущего исследования - определение зон воздействия компании и оценка состояния биоразнообразия экосистем в регионах деятельности "Норникеля". Исследования лягут в основу корпоративной системы управления воздействием на биоразнообразие и разработки программ по его сохранению и мониторингу.