Ученые планируют спасти от разрушения уникальную вытегорскую ладью допетровской эпохи
Судно длиной 22 м и шириной шесть метров нашел после шторма мастер-лодочник
ВОЛОГДА, 7 ноября. Реставраторы "Вытегорского объединенного музея" под руководством сотрудников химико-технологической лаборатории Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) провели начальные работы по консервации вытегорской ладьи - уникального старинного судна XVII века, которое выбросило на берег Онежского озера во время шторма осенью 2018 года недалеко от города Вытегра Вологодской области, рассказала ТАСС руководитель научно-исследовательского проекта по консервации археологической находки Валентина Гордюшина.
Обломки ладьи, пролежавшей более трех веков на дне Онежского озера, обнаружил после шторма житель Вытегры, мастер-лодочник Валерий Пирогов. Фрагменты судна длиной 22 м и шириной шесть метров были разбросаны на расстоянии трех километров.
"Сейчас судно в неплохом состоянии, но проблемы еще остались. Осенью 2019 года были проведены срочные профилактические работы для предотвращения дальнейшего растрескивания и деформации древесины. Они дали свой результат. У нас было безвыходное положение, чтобы спасти судно, мы смачивали (древесина подсохла) и прогревали его поверхность паром, после чего наносили горячий полиэтиленгликоль (обработку этим веществом широко используют для консервации археологической древесины). Глобальные консервационные работы, которые планировались в этом году в теплое время года, фактически не проводились из-за пандемии. Но начало консервационным работам положено", - рассказала ТАСС технолог Валентина Гордюшина.
Городские власти Вытегры проявили большой интерес к этой уникальной находке и поставили перед собой цель изучить, законсервировать и попытаться вернуть ей исторический облик. Силами МЧС остатки подсушенной на берегу ладьи отбуксировали в Вытегру на один из причалов. Зимой 2018-2019 года судно хранилось в деревянном коробе. Весной 2019 года короб удалили, остатки судна находились на причале, накрытые черной тканью (для защиты от солнечного света). В июле 2019 года судно перенесли в ангар, специально построенный для его консервации.
Для решения поставленных задач были привлечены ведущие специалисты в области сохранения археологических находок из музеев Вологодской области, Арктического музейно-выставочного центра, музея "Ледокол "Красин", Эрмитажа, ГОСНИИР, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева" и других организаций.
Из Древней Руси
Согласно выводам ученых, найденные киль и фрагменты являются частью корпуса судна, построенного по древней русской технологии. Такие корпуса из досок, вытесанных топором из распластанных бревен и сшитых еловыми корнями - "вицей", строились до реформ Петра I. Позже это подтвердили и лабораторные исследования: использованная древесина была заготовлена в 1632-1633 годах, а построено судно до 1650 года. Оно относится к местному типу судов для плавания по Онежскому, Ладожскому озерам и Балтийскому морю и представляет группу традиционных русских мореходных судов типа лодий, шитиков, насадов и кочей. "Находки подобных судов крайне редки в мировой археологии, а в России памятники подобных размеров деревянного судна первой половины XVII века практически отсутствуют, и вероятность их нахождения мала. В таком хорошем состоянии остатки кораблей, шитых "вицей", еще не находили", - сделали вывод исследователи судна.
По словам Валентины Гордюшиной, похожие остатки судна (киль) из Паранихи находятся в Соловецком морском музее, но сохранность их гораздо хуже.
Вытегорские краеведы уверены, что ладья построена именно в Вытегре. В XVII - XIX веках город являлся крупнейшим судостроительным центром, здесь действовало несколько верфей, две фабрики для производства парусов, корабелы строили до 100 различных судов в год. Поэтому на гербе города изображена галера. Именно на коче вологодский землепроходец Семен Дежнев обогнул самую восточную точку Евразии, открыв пролив, который затем назвали по имени Витуса Беринга.
В пользу версии вытегорского происхождения ладьи, возможно, говорит тот факт, что судно при строительстве было обработано так называемой "смолой". Как рассказал ученым вытегорец Александр Садоков, отец и дед которого занимались строительством судов, "смола" с характерным запахом - это ничто иное, как "икрянка", которую местные корабелы готовили из пней сосны. Как показал впоследствии химико-физический анализ в ГОСНИИР, "икрянкой" оказался сосновый деготь. Натуральный сосновый деготь столетиями использовался для обработки лодок, кораблей, канатов и деревянных строений. Не растворяемый в воде, он также защищал древесину от гниения, растрескивания, а металлические части - от ржавчины.
Власти Вологодской области совместно с инвесторами реализуют масштабный проект круизного кластера "Русские берега", одним из субкластеров которого является туристический проект "Вытегорье - корабельная сторона". С 2019 года в Вытегре воссоздают набережную и памятные места. Местные власти прилагают максимальные усилия, чтобы вернуть найденной ладье исторический облик. В планах - создать макет, чтобы показать, каким было судно изначально.
Сохранить находку
По решению администрации Вытегры с августа 2019 года начались работы по дальнейшему исследованию состояния археологической находки, разработке методики ее консервации и проведению мероприятий по предотвращению деформаций отдельных участков судна и дальнейшему растрескиванию древесины. Для консервации и восстановления находки понадобятся годы, отметила Валентина Гордюшина.
"Судно неплохо сохранилось в чистой воде Онежского озера, где оно пребывало около трех веков. Известно, что у древесины, которая столетия пролежала в воде, разрушению подвергаются в основном ее поверхностные слои, а более глубинные, как правило, остаются в хорошей сохранности. Поэтому информация о степени разрушения древесины и влажностного ее состояния (была уже подсохшая) по глубине массива лежит в основе разработки технологии консервации археологического предмета", - отметила технолог.
По ее словам, с момента обнаружения остатков судна до перенесения в ангар прошло более десяти месяцев. В этот период времени судно практически находилось под открытым небом. Пребывание археологической находки в новой для нее среде, под воздействием перепада температуры и влажности, биологической среды, света и других негативных факторов привело к деформациям и смещениям отдельных участков судна, к глубинному и поверхностному растрескиванию, расслоению и другим дефектам древесины. На основании визуального обследования судна и исследования состояния древесины по глубине массива была разработана базовая методика ее консервации.
Проводить крупномасштабные консервационные работы осенью (ангар не отапливался) не позволяли погодные условия. Поэтому, с августа по октябрь 2019 года были проведены срочные мероприятия по предотвращению дальнейшего растрескивания древесины и деформации отдельных участков ладьи. Обработка поверхности частей судна проводилась подогретыми (до 40-50 градусов) концентрированными растворами полиэтиленгликоля. На первом этапе обработки поверхность древесины смачивалась и одновременно прогревалась паром из паронагревателя. Трещины из шприца периодически заполнялись концентрированными подогретыми растворами. Для предупреждения и устранения существующих деформаций, расслоений древесины, смещений отдельных частей судна и других дефектов использовались стягивающие ремни, эластичные бинты, струбцины, грузы и т. д. Через эластичные бинты к поверхности древесины шприцем подводился раствор.
Зимой ладья хранилась в ангаре. Весной этого года предполагалось продолжить работы по консервации, однако, в связи с эпидемиологической обстановкой в стране сроки были смещены. В сентябре провели детальное обследование судна с фотофиксацией отдельных его участков, отбором проб по глубине массива дерева и оценкой твердости поверхностных слоев. На основании полученных данных были разработаны технологические операции по консервации остатков судна на осенний период времени.
Предотвратить разрушение
Как отметила представитель ГОСНИИР, разрушение ладьи удалось остановить в результате предпринятых мер. В настоящее время днище судна, в целом, в хорошем состоянии, устранены смещения досок в носовой части судна, закреплены отслоившиеся участки древесины, уплотнены ее поверхностные слои на большинстве исследуемых участках, наблюдается затягивание мелких трещин.
Однако после проведения первого этапа консервационных работ сохранились отдельные участки судна, и древесина по влажности находится не в стабилизированном состоянии, что может привести к ее дальнейшему разрушению. "Работы по консервации остатков ладьи будут продолжаться, и мы выражаем надежду, что в следующем году они будут проходить в теплый период времени (или в отапливаемом помещении), что ускорит процесс завершения консервации этой уникальной археологической находки", - отметила ученый.
По мнению Валентины Гордюшиной, понадобится еще как минимум три года, чтобы завершить глобальные консервационные работы, но для этого необходимо поддержание стабильного температурно-влажностного режима в ангаре, что на данном этапе консервационного процесса обеспечить невозможно. В целом каждый предмет уникален, прогнозы давать сложно, отметила химик-технолог и привела в пример знаменитый шведский корабль "Ваза", который затонул в 1628 году при первом же выходе из Стокгольмской гавани. В 1961 году корабль подняли, и лишь в 1990 году выставили в специально созданном музее на острове Юргорден (Стокгольм).