Эксперт: глобальное потепление на 14% увеличило потребность сибирской лиственницы в воде

КРАСНОЯРСК, 22 октября. /ТАСС/. Ученые Сибирского федерального университета (СФУ, Красноярск) обнаружили, что повышение летней температуры воздуха и рост содержания парниковых газов в атмосфере влияют на уровень потребления воды деревьями лиственницы сибирской. Об этом ТАСС рассказала автор работы, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории биогеохимии экосистем Института экологии и географии СФУ Ольга Чуракова.

Деревья лиственницы сибирской способны запасать влагу из талой воды в зоне вечной мерзлоты, создавая своеобразный буфер - он помогает им адаптироваться к изменениям окружающей среды. При этом целлюлоза, содержащаяся в годичных кольцах, служит ценным архивом, способным рассказать об изменении их состояния в течение многих лет - об этом свидетельствуют данные о стабильных изотопах углерода, содержащихся в ней. Авторы сопоставили эту информацию с показателями изменения климата и обнаружили, что лиственница нуждается в потреблении большего количества воды в ответ на потепление и растущую долю парниковых газов в атмосфере.

"Мы выявили, что повышение летней температуры воздуха за последние 100 лет (в отдельные годы показатели были выше средних значений на 6 градусов С) и увеличение парниковых газов в атмосфере привели к увеличению на 14% использования воды лиственницами, произрастающими на территории Алтайско-Саянской горной страны (Южная Сибирь)", - сказала Чуракова.

Российские ученые сопоставили полученные результаты с другими работами, описывающими процессы потребления воды деревьями лиственницы сибирской в северных и центральных районах Европы, включая скандинавские страны - Швецию и Финляндию. В этом случае растение за последние два десятилетия стало в среднем потреблять на 50% больше своих водных запасов. Ученые связывают это с более теплым климатом и не исключают, что в будущем потепление приведет к появлению новых устойчивых к засухам пород на этой территории. Для лесов Сибири изменение климата несет гораздо большую угрозу, считают они.

"Современное потепление, вызванное увеличением парниковых газов в атмосфере, повышением температуры и неоднородным распределением осадков в Сибири ведет к деградации вечно-мерзлотных почв и иссушению регионов с малым количеством осадков. Мерзлота является дополнительным водным ресурсом для деревьев, и ее дальнейшая деградация может губительным образом сказаться на росте хвойных", - заключила ученый.

Научная работа поддержана грантом Российского научного фонда, результаты опубликованы в журнале Forests.