Ученые заявили, что мерзлота в Арктике в 2020 году таяла на 30% быстрее из-за теплой зимы

Специалисты сообщили, что почва хуже промерзала, из-за чего насыщалась водой

ТОМСК, 9 октября. /ТАСС/. Исследование почв в Ямало-Ненецком автономном округе показало, что из-за аномально теплых зимы и весны вечная мерзлота в Арктике и Субарктике стала таять на треть быстрее, чем обычно. Если аномалия будет часто повторяться, это приведет к прогрессирующему озеленению региона и необходимости корректировать строительную документацию под более неустойчивый грунт, рассказал ТАСС старший научный сотрудник лаборатории "Биогеоклим" Сергей Лойко.

На территории ряда регионов РФ в этом году отмечалась необычно высокая температура - прошла очень теплая зима, весна наступила на месяц раньше, а в апреле - мае были аномально высокие температуры. По данным ученых ТГУ, за первые четыре месяца 2020 года температура только в регионах Сибири была в среднем выше на 5-10 градусов, чем за предыдущие 10 лет. Ученые лаборатории предположили, что 2020 год с его аномальными температурами окажет заметное воздействие на вечную мерзлоту, и в конце августа отправились в Арктическую зону РФ, чтобы провести исследования почв.

"Таяние мерзлоты состоит из трех составляющих: рост температура мерзлоты, глубина протаивания почвы летом (зимой она промерзает полностью и летом тает до определенного предела) и границы залегания мерзлоты (есть места, где мерзлоты нет вообще, например, поймы рек, и граница между ними и мерзлотой тоже может сдвигаться). Мы взяли пробы почвы на слоях до двух метров, пробы воды, растений. Результаты исследований показали, что таяние вечной мерзлоты было на 30% мощнее, чем обычно, и хорошо, что было холодное лето, будь жаркое лето, были бы все 50%", - сказал собеседник агентства.

Также исследователи заметили, что из-за теплой зимы почва хуже промерзала, из-за чего насыщалась водой. Кроме того, исследователями были замечены не очень характерные для региона обильные ливневые осадки и грозы в августе.

Повторение таких аномалий в будущем может вызвать изменение свойств земли в Арктике - придется корректировать строительную документацию под более неустойчивый грунт, отмечают ученые. Также это приведет к прогрессирующему озеленению макрорегиона - появлению новых, нехарактерных для региона животных и растений. "Если данная климатическая аномалия не будет повторяться, то в течение нескольких лет мерзлота восстановится. Но это потребует времени и явно окажет влияние на экосистему Арктики", - отметил Лойко.