Гидроксихлорохин оказался бесполезен не только в лечении, но и в профилактике COVID-19
Ранее это лекарство от малярии проверяли как средство лечения коронавирусной инфекции – и тоже не добились положительных результатов
ТАСС, 30 сентября. Первые полноценные клинические испытания по профилактике коронавирусной инфекции с помощью лекарства от малярии гидроксихлорохина показали, что этот препарат не защищает здоровых людей от заражения. Результаты испытаний опубликовал научный журнал JAMA Internal Medicine.
"Мы не зафиксировали у врачей-добровольцев каких-либо положительных изменений, связанных с приемом гидроксихлорохина. Поэтому мы не можем рекомендовать его как средство для профилактики COVID-19 среди медиков, которые контактируют с больными", – рассказал один из авторов работы, профессор Пенсильванского университета (США) Бенджамин Абелла.
С начала вспышки коронавирусной инфекции ученые и медики исследуют, как на ее возбудителя – SARS-CoV-2 – действуют уже существующие противовирусные препараты и другие лекарства. За последние три месяца биологи выделили десятки препаратов и антител, которые могут подавлять его размножение, а также проверили несколько лекарств, в том числе гидроксихлорохин, лекарство от малярии.
О самых впечатляющих успехах такого рода в конце марта рассказал французский вирусолог Дидье Рауль. Он заявил, что вылечил от COVID-19 несколько десятков пациентов с помощью комбинации антибиотика азитромицина и гидроксихлорохина.
Эти результаты привлекли внимание медиков и высокопоставленных политиков в США и Бразилии. Последние предложили использовать комбинацию этих препаратов при массовом лечении больных. Однако результаты дальнейших опытов оказались противоречивы, из-за чего ученые засомневались в том, что эта методика целесообразна и безопасна.
Безопасный, но бесполезный препарат
Еще в апреле этого года Абелла и его коллеги запустили одно из первых клинических испытаний, целью которого было изучить другое возможное применение гидроксихлорохина – в качестве средства для профилактики, а не лечения COVID-19. В этом эксперименте участвовали 132 медицинских работника, которые постоянно контактировали с заразившимися коронавирусом больными.
Ученые случайным образом разделили добровольцев на две группы, одна из которых получала настоящее лекарство, а другая – пустышку. Ни экспериментаторы, ни участники опытов не знали, в какую группу входил тот или иной участник опытов, поэтому испытания были максимально достоверны.
В августе этого года Абелла и его коллеги подвели итоги эксперимента. Исследователи сопоставили, как часто коронавирусом заражались добровольцы из обеих групп, учитывая ту степень риска, которой они подвергались. С одной стороны, ученые не зафиксировали никаких опасных побочных эффектов от ежедневного приема 600 мг гидроксихлорохина – достаточно большой дозы противомалярийного препарата.
С другой же подобная профилактика никак не повлияла на вероятность заражения коронавирусом и на здоровье добровольцев в целом. Наблюдения ученых показали, что в обеих группах коронавирусом заразились около 6,5% медработников. Они перенесли легкие формы инфекции и впоследствии выздоровели.
Все это, по мнению Абеллы и его коллег, говорит о том, что лекарство от малярии, несмотря на его способность влиять на жизнедеятельность коронавируса, не может ни вылечить его, ни защитить человека от заражения. Поэтому медики рекомендуют переориентировать дальнейшие клинические испытания гидроксихлорохина на проверку других препаратов или экспериментальных вакцин от SARS-CoV-2.