Возраст оборонительной стены столицы княжества Феодоро уточнили

Согласно новым находкам ее возраст старше как минимум на 600 лет, чем считалось раньше

СИМФЕРОПОЛЬ, 29 сентября. /ТАСС/. Археологи выяснили, что возраст оборонительной стены столицы средневекового крымского княжества Феодоро старше как минимум на 600 лет, чем считалось ранее. Об этом расскзаал руководитель Мангупской археологической экспедиции, декан исторического факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (КФУ) Александр Герцен.

"То, что нам удалось выяснить - это сенсация, которая позволила пересмотреть устоявшиеся взгляды, сложившиеся в результате работы наших предшественников, Мангупской археологической экспедиции в 1938 году. Удалось установить возраст самого монументального объекта, мимо которого проходят туристы, поднимающиеся на Мангуп. Это оборонительная линия, пересекающая ущелье Табана-Дере, которая, предполагалось, возведена в XVI веке, после того как город был захвачен турками", - сказал Герцен.

По его словам, ученые основывались на выбитой на стене дате 1505 год. "Но, мы чувствовали, что это не так. И чтобы развеять подозрения, пробили шурф глубиной шесть метров под стеной и обнаружили строительную траншею, в которой нашли осколки амфор, из которых строители утоляли свою жажду. Это три причерноморские амфоры, которые именно в этом месте были разбиты. Они датируются IX-X веками, изучение находок продолжается. Это тонкий культурный поздневизантийский слой, такие материалы у нас были в дефиците", - отметил археолог.

По словам Герцена, ученые также выдвинули новую гипотезу, согласно которой Мангуп мог стать преемником центра Византии в горном Крыму - Эски-Кермена, после его захвата и разрушения в 1299 году золотоордынскими войсками эмира Ногая. "Это новое видение, которое постепенно вырисовывается благодаря тем раскопкам, которые идут и на Эски-Кермене и на Мангупе", - отметил он.

Герцен отметил, что из-за пандемии раскопки начались позже и продолжались короткое время, чуть более двух недель. Раскопки будут возобновлены в следующем году. Археологи будут пытаться найти подтверждение своим гипотезам.

О княжестве

Православное княжество Феодоро, или Мангупское княжество возникло в середине XIV века и занимало практически всю юго-западную часть Крымского полуострова. Столица находилась на изолированном плато Мангуп на территории нынешнего Бахчисарайского района. Главный город возвышался на отвесных скалах высотой в 70 м, а крепостные стены по периметру имели протяженность до 7 км.

Княжество называют еще последним оплотом Византии, поскольку оно возникло на месте бывших византийских владений в Северном Причерноморье. Княжество насчитывало около 200 тыс. человек населения, в основном исповедующего православие. Имело широкие международные связи, в том числе с Московским княжеством, правителями Валахии. Гербом мангупских князей был двуглавый византийский орел.

Мангуп пал в 1475 году после пятимесячной осады почти 70-тысячным войском Османской империи. Практически все население столицы, включая членов правящей княжеской династии, было вырезано захватчиками. По различным данным, погибли около 10 тыс. человек.