Ученые РФ создали соединение, повышающее эффективность химиотерапии при раке шейки матки

НОВОСИБИРСК, 27 сентября. /ТАСС/. Ученые доказали эффективность использования модифицированных коротких фрагментов ДНК для восстановления чувствительности к противоопухолевому химиопрепарату при раке шейки матки. Об этом сообщил ТАСС научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН Олег Марков.

Ученые ИХБФМ СО РАН синтезируют соединения, называемые модифицированными олигонуклеотидами, которые являются короткими фрагментами ДНК, с присоединенными к ним химическими группами, наделяющими создаваемые олигонуклеотиды дополнительными выгодными свойствами. Такие соединения считаются перспективными в области создания лекарственных препаратов нового поколения. Многие годы главной проблемой является эффективная доставка создаваемых препаратов внутрь клетки.

"Ранее в институте был разработан метод введения различных химических групп в олигонуклеотиды с помощью автоматического синтезатора ДНК. В настоящее же время химики сфокусировались на введение в состав олигонуклеотидов липидных - жироподобных фрагментов молекул, что позволило бы создаваемым соединениям связываться с мембранами клеток и впоследствии проникать внутрь. Выяснилось, что увеличение количества вводимых липидных групп позволяет значительно повысить эффективность проникновения исследуемых соединений в клетки человека без проявления токсичности", - сказал Марков.

После обнаружения данного факта на модельных соединениях, не имеющих конкретных мишеней в клетке, ученые перешли к созданию "боевых", чье биологическое действие заключалось в подавлении работы гена, отвечающего за устойчивость опухолевых клеток к применяемым в клинике средствам классических противоопухолевых препаратов.

"В рамках нашего исследования было показано, что клетки рака шейки матки, устойчивые к действию химиотерапии, после обработки синтезированными соединениями восстанавливали чувствительность к противоопухолевому химиопрепарату. Потенциально такой подход позволит значительно увеличить эффективность применяемой химиотерапии", - сказал заместитель заведующего лаборатории химии нуклеиновых кислот ИХБФМ СО РАН Максим Купрюшкин.

Ученые утверждают, что данные соединения не только эффективно проникают внутрь клеток, но и способны снижать выживаемость опухолей, действуя на генетическом уровне. Как предполагается, используя такие же модификации но для других олигонуклеотидов, направленных на иные молекулярные мишени, можно будет создать перспективные ген-направленные препараты для лечения разнообразных типов заболеваний.