Химики оценят канцерогенность почв вокруг Норильска

На основе полученных данных специалисты отследят распространение нефтяных продуктов, оценить степень загрязнения этих мест

МОСКВА, 18 сентября. /ТАСС/. Участники Большой норильской экспедиции из Института химии и химической технологии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) проведут оценку канцерогенности почв и донных отложений вокруг Норильска и ее влияния на животных. Об этом сообщает в пятницу пресс-служба отделения.

"Результаты анализов будут готовы примерно через полтора месяца. На основе полученных данных можно будет отследить распространение нефтяных продуктов, оценить степень загрязнения этих мест. В частности, ученые оценят количество канцерогенных веществ в почве и донных отложениях, которые влияют на живые организмы", - говорится в сообщении.

За время экспедиции исследователи отобрали несколько десятков проб в прибрежной зоне рек и озер. Позже в лабораторию будут доставлены еще около 50 образцов, полученных в результате бурения грунта. География отбора проб - от Норильска до Карского моря.

"Мы шли от ТЭЦ (ТЭЦ-3, принадлежащая "дочке" "Норникеля" - прим. ТАСС), где произошла авария, по тем рекам, по которым распространялось загрязнение. Моя группа пробыла на севере две недели. В результате мы сможем оценить загрязнение до фильтров и после и понять, насколько эффективно очищают боны и сорбенты, которые установили в связи с аварией", - сообщил младший научный сотрудник Института химии и химической технологии Андрей Скрипников.

В работе ученые используют высокоточную газовую хроматографию, которая позволит определить не только наличие загрязняющих веществ, но и их концентрации. В местах отбора проб донных осадков и грунта работали и красноярские биофизики. Они собирали живых обитателей водоемов. Позже химики и биофизики сопоставят результаты и сделают вывод о характере влияния загрязнений на окружающую среду.

Экспедиция на Таймыр

СО РАН впервые за последние годы отправило на Таймыр по приглашению "Норникеля" большую научную экспедицию для масштабного изучения территории. По ее итогам ученые подготовят предложения и рекомендации по наилучшим природосберегающим решениям для деятельности промышленных компаний в Арктическом регионе.

Опорными точками экспедиции стали бассейны рек Пясины, Норилки, Амбарной, также изучено озеро Пясино. Экспедиция началась в июле и продлится по ноябрь, в ее состав вошли ученые 14 институтов Сибирского отделения РАН. В течение августа специалисты собрали образцы почв, растений и донных осадков, теперь идет работа в лабораториях.