Первобытные люди могли готовить еду в горячих источниках задолго до обретения огня

ЛОНДОН, 18 сентября. /ТАСС/. Предки человека могли использовать термальные источники для приготовления пищи. К таким выводам пришла группа американских ученых, проанализировав следы жизнедеятельности древнего человека в ущелье Олдувай в Танзании. Об этом сообщает газета Daily Mail.

Ученые, изучая ущелье, где проживали древние гоминиды, обнаружили останки окаменевшего вещества - липидов (обширная группа природных органических соединений, включающая жиры и жироподобные вещества). Они были произведены не животными или растениями, а особыми микроорганизмами, обитающими в горячих термальных источниках. "Некоторые из образцов, принесенные исследователями из песчаного слоя в Олдувайском ущелье, содержали комплексы бактериальных липидов, которые, как мы думаем, характерны для водной среды обитания с высокой температурой", - сказал профессор Массачусетского технологического института в Кембридже (штат Массачусетс) Роджер Саммонс. По его словам, найденные липиды указывают на бактерию Thermocrinis ruber. Она обитает в термальных источниках и не развивается, если температура окружающей среды не превышает 80 градусов по Цельсию.

Ущелье Олдувай известно тем, что там были найдены орудия труда и одни из самых древних на данный момент останков гоминидов. Это и натолкнуло ученых на мысль, что, имея под рукой термальные источники, первобытные люди вполне могли использовать их в качестве котла для варки мяса убитых животных и клубней съедобный растений. По данным исследователей, это происходило еще 1,8 млн лет назад, в то время как огонь, по некоторым оценкам, человек научился добывать примерно 1,5 млн лет назад.

Как именно древние люди могли использовать эти источники, остается загадкой. "Если антилопа гну упала в кипящую воду и сварилась, то почему бы ее не съесть?", - рассуждает профессор Массачусетского технологического института Аинара Систиага. "Мы можем доказать, что горячие источники присутствовали и в других местах ущелья, но у нас пока не хватает свидетельств того, как древние люди могли пользоваться ими. Речь идет о поведении вида, который исчез почти 2 млн лет назад", - заключила Систиага.