8 СЕН, 13:16

Скорость чтения у детей связали с умением различать фонемы

Ранее эту закономерность доказали только для языков на основе латиницы

ТАСС, 8 сентября. Проблемы с развитием навыков быстрого чтения у ребенка можно продиагностировать еще в первых классах школы с помощью набора фонологических тестов. К такому выводу пришли российские лингвисты, наблюдая за тем, как московские и волгоградские школьники читали тексты и распознавали звуки речи. Исследование опубликовал Journal of Research in Reading, кратко об этом пишет пресс-служба Высшей школы экономики (ВШЭ).

"Навыки фонологической обработки – это умение различать фонемы, звуковые единицы языка, а также проводить анализ звуковых последовательностей и различные операции с фонемами. Все это в норме ребенок осваивает в раннем возрасте. Оказалось, чем больше ошибок допускал ребенок при усложнении фонологических тестов, тем меньше слов он мог верно прочесть за одну минуту", – пишет пресс-служба.

Подобные тесты, как надеются ученые, помогут педагогам, родителям и самим детям в самом раннем возрасте распознавать возможные проблемы с успеваемостью в будущем, связанные с дислексией и замедленным развитием навыков чтения, и корректировать их.

Проверка теории практикой

Лингвисты и психологи под руководством младшего научного сотрудника Высшей школы экономики Светланы Дорофеевой наблюдали за тем, как группа из почти ста московских и волгоградских школьников проходила тесты на скорость чтения и умение работать с фонемами. Целью эксперимента, как отмечают исследователи, была проверка популярной теории о том, что навыки чтения и фонологической обработки напрямую связаны друг с другом. Эту идею уже доказали на практике для английского и некоторых других иностранных языков, которые используют латиницу, однако для кириллических языков ее пока никто не проверял.

Для ответа на этот вопрос исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали семь фонологических тестов разного уровня сложности. В ходе самого простого испытуемые отвечали, слышат ли они одинаковые последовательности звуков или разные, прослушивая, например, записи со звучанием "бом-пом" или "ива-ива". В самых сложных тестах детей просили посчитать фонемы в произнесенном диктором слове или заменить один из звуков в псевдослове.

Используя эти тесты, ученые сопоставили то, как быстро читали и справлялись с фонологическими задачами нормально развивающиеся дети из трех школ Москвы и Волгограда. Этот эксперимент впервые показал, что связь между скоростью чтения и умением различать фонемы характерна и для русского языка.

Вдобавок, ученые выяснили, что более сложные фонологические тесты успешнее предсказывали то, насколько быстро может читать тот или иной школьник. Пока ученые не могут точно сказать, влияет ли эта способность и на то, насколько хорошо ребенок воспринимает прочитанное, но они планируют это изучить в ближайшее время в рамках последующих экспериментов.

Читать на tass.ru
Теги