Найденные китайским луноходом породы оказались фрагментами первичного вещества спутника

Новые данные показали, что источник этих минералов – соседний кратер, а не извержения вулканов
Космический аппарат "Чанъэ-4" Jin Liwang/Xinhua News via AP
Описание
Космический аппарат "Чанъэ-4"
© Jin Liwang/Xinhua News via AP

ТАСС, 7 сентября. Луноход миссии "Чанъэ-4" детально изучил структуру пород кратера фон Карман. Его данные подтвердили, что грунт на дне этого кратера сложен из обломков первичного лунного вещества, которое попало туда во время формирования соседнего кратера Финсен. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

"Результаты наших исследования в точке посадки "Чанъэ-4" однозначно говорят в пользу того, что местный реголит почти полностью состоит из материи, которую выбросило из кратера Финсен. Это говорит о том, что те образцы пород лунной мантии, которые уже изучил ровер "Юйту-2", – это фрагменты первичной материи недр Луны, а не последующих извержений вулканов", – пишут ученые.

Обратная сторона Луны, в отличие от ее относительно "плоской" видимой стороны, покрыта множеством холмов, расселин и кратеров. Вдобавок видимая половина спутника заметно тяжелее обратной, а кратеры на поверхности последней заметно глубже.

Астрономы достаточно давно пытаются понять, с чем это связано. В частности, некоторые планетологи объясняют это тем, что почти сразу после формирования Луны на ее поверхность упал один или несколько "зародышей" планет. Это может объяснить необычный изотопный состав Луны и подобные различия.

Поэтому планетологи с большим нетерпением ждали первые данные о минеральном составе горных пород и структуре грунта с обратной стороны Луны, которые собирали посадочная платформа миссии "Чанъэ-4" и луноход "Юйту-2", отправленные Китаем на Луну в конце 2018 года.

Первичная материя Луны

Год назад "Юйту-2" обнаружил в кратере фон Карман пироксен и оливин – два типа пород, которые предположительно составляют основу лунной мантии. Ранее ученые никогда не находили такие породы на поверхности нашего спутника. Это породило множество споров, из-за чего астрономы стали искать источник этих минералов.

Китайские планетологи предполагали, что эти породы были выброшены из соседнего кратера Финсен, дно которого находится ближе к ядру Луны, чем кратер фон Карман. Если это действительно так, то найденные "Юйту-2" образцы пироксена и оливина могли возникнуть в первые эпохи существования Луны – еще до того, как образовались оба полярных кратера спутника.

С другой стороны, источником этих пород могла быть магма вулканов, которая заполняла крупные кратеры на поверхности Луны после падений астероидов. Это происходило значительно позже, чем образовались кратеры фон Карман и Финсен. Китайские планетологи проверили эту теорию на практике, изучив структуру грунта и верхних слоев пород в тех точках, которые посетил "Юйту-2" за первый год работы на Луне.

Просветив радаром грунт кратера фон Карман, ученые проанализировали его устройство до глубины в две сотни метров. Благодаря этому они выяснили, как формировались отложения на дне кратера. Оказалось, что его несколько раз засыпали фрагменты пород, выброшенные во время формирования разных соседних кратеров. Также во время извержений вулканов кратер частично заливал расплавленный базальт.

Верхний слой отложений, как выяснили ученые, действительно почти полностью состоял из материи со дна кратера Финсен. Это, как считают исследователи из Китая, подтверждает их прошлогодние результаты и говорит о том, что точка высадки "Юйту-2" и соседний кратер Финсен представляют большой интерес для предстоящего сбора образцов лунных пород и их доставки на Землю.