В Китае нашли останки пятиметрового ихтиозавра. Он подавился четырехметровым талаттозавром

Возраст находки составляет около 243 миллионов лет

ТАСС, 20 августа. На территории провинции Гуйчжоу палеонтологи нашли окаменелые остатки гигантского ихтиозавра, который подавился четырехметровым морским ящером другого вида. Описание их находки опубликовал научный журнал iScience.

"Раньше мы никогда не находили полные остатки рептилий в желудках гигантских хищников мезозойской эры, как в морских рептилиях, так и в динозаврах. Мы предполагали, что они должны были питаться крупной добычей, опираясь лишь на форму зубов. Теперь у нас есть прямое доказательство", – рассказал один из авторов исследования, профессор Калифорнийского университета в Дэвисе (США) Рюсукэ Мотани.

Во времена динозавров Мировой океан населяли самые разнообразные морские рептилии: дельфиноподобные ихтиозавры, длинношеие плезиозавры, а также плиозавры и мозазавры, которые были похожи на крокодилов. Они не были динозаврами, скорее приходились родственниками современным ящерицам и другим рептилиям.

Останки морских рептилий сохраняются достаточно редко, поэтому до недавнего времени ученые мало знали о внешнем виде и повадках этих существ. Тем не менее за последние десятилетия ученые выяснили некоторые детали их жизни. В частности, палеонтологи обнаружили, что ихтиозавры перешли к живорождению еще до перехода к морской жизни, а также нашли множество черт во внешнем виде и анатомии, которые объединяют ихтиозавров и современных дельфинов.

Работая в китайской провинции Гуйчжоу, в местечке под названием Синъи, Мотани и его коллеги узнали еще одну особенность жизни ихтиозавров. В этом местонахождении залегают породы, которые сформировались примерно 242 млн лет назад, в середине триасового периода.

Ученые нашли там остатки очень крупного ихтиозавра, которого назвали Guizhouichthyosaurus. По размерам и предположительной среде обитания он был похож на современных китов-косаток. В длину он достигал около пяти метров, а масса существа превышала несколько сотен килограммов.

Жизнь и смерть хищника

Изначально находка не привлекла особого внимания ученых. Однако после того, как весь пласт пород перевезли в музей, Мотани и его коллеги заметили, что в центральной части окаменелости было необычно много костей. Изучив их, палеонтологи с удивлением поняли, что эти кости принадлежали вовсе не ихтиозавру.

Анализ показал, что незадолго до смерти ихтиозавр из Гуйчжоу попытался съесть другого морского гиганта, рыбоядную или всеядную четырехметровую рептилию из отряда талаттозавров. Ученые предполагают, что жертвой ихтиозавра был синьпузавр. Окаменелые останки этих рептилий часто находят в отложениях такого же возраста на юго-западе Китая.

Ученые предполагают, что ихтиозавр либо охотился на талаттозавра, либо нашел его труп, и погиб при попытке его съесть. В пользу этого говорит то, что кости синьпузавра сохранились необычно хорошо, что не характерно для частично переваренной добычи. Кроме того, неподалеку от тела Guizhouichthyosaurus ученые нашли окаменевший оторванный хвост этой рептилии.

Все это говорит о том, что морской хищник не рассчитал своих возможностей и подавился, когда хотел проглотить талаттозавра. В прошлом многие ученые сомневались в том, что даже крупные ихтиозавры охотились на жертв сопоставимых размеров, так как у их зубов нет острой грани, как у тираннозавров и других крупных хищников мезозоя.

Находка из Гуйчжоу, как считают ученые, говорит о том, что крупнейшие морские рептилии раннего мезозоя все же могли охотиться на крупных животных. Они могли просто проглатывать добычу целиком, предварительно откусывая у нее голову и хвост. Впрочем, иногда это приводило к печальным последствиям не только для добычи, но и для самого хищника, заключают палеонтологи.