14 АВГ, 15:15

Защищает ли простуда от COVID-19? Главное о пандемии из зарубежных СМИ

У перенесших простуду бывают антитела, реагирующие на новый коронавирус, но это пока ничего не значит; маски нужно стирать после каждого использования; правительства тратят слишком мало денег на вакцины. Об этом — в обзоре зарубежных СМИ

В начале августа были опубликованы результаты исследования, которые дают основания полагать, что после обычной простуды, вызванной коронавирусами, может появиться кое-какая защита против SARS-CoV-2. В статье для The Conversation иммунолог Стивен Кисслер из Кембриджского университета объясняет, как понимать эти данные.

SARS-CoV-2 — седьмой известный коронавирус, инфицирующий человека. Четыре из них вызывают простуду, еще два — тяжелый острый и ближневосточный респираторные синдромы (SARS и MERS), при которых смертность намного выше, чем при COVID-19. В 2003 году в канадском доме престарелых случилось жутковатое недоразумение: жильцы и персонал заболели, тесты указывали на SARS, но оказалось, что ложноположительный результат дали антитела к "простудному" коронавирусу HCoV-OC43.

Нечто похожее недавно обнаружили итальянские ученые. В образцах крови, взятых до появления SARS-CoV-2, нашлись антитела, которые реагируют на этот коронавирус. Это позволяет предположить, что, переболев коронавирусной простудой, человек получает хотя бы частичную защиту от COVID-19.

Но, пишет Стивен Кисслер, судить об этом рано. В идеале следовало бы проверить, отличается ли заболеваемость COVID-19 в местах, где в последние годы были вспышки простуды. Проблема в том, что обычно врачи не проверяют, какой вирус вызвал болезнь. Также можно было бы намеренно заразить людей одним из слабых коронавирусов, через некоторое время ввести им SARS-CoV-2 и посмотреть, что получится. Но это опасный и неэтичный эксперимент.

Возможно, перенесенная простуда вправду дает какую-то защиту, но пока что это просто непроверенная догадка.

Какие маски следует стирать и как часто?

Многие пренебрегают масками, но их нужно носить в общественных местах, тем более часто это не совет, а требование. Vox напоминает, как обращаться с масками.

  • Медицинские маски нельзя использовать повторно.
  • Насчет респираторов N95 мало достоверной информации. В статье предлагается обеззараживать их парами перекиси водорода, сухим теплом или ультрафиолетом. Все это трудно проделать дома.
  • Тканевые маски следует стирать после каждого использования. Центры по контролю и профилактике заболеваний США советуют снимать маску, держа ее за ушные петли или завязки, затем ее нужно сложить в стиральную машину и сразу помыть руки. Для стирки подойдет обычное моющее средство. Температура воды должна быть настолько высокой, насколько позволяет ткань. Для ручной стирки нужно развести четыре чайные ложки отбеливателя в литре теплой воды, замочить маску на пять минут и прополоскать.

Также Vox узнал у знатоков (не врачей и не ученых), как сохранить ткань.

  • Без сушки в машине маска выдержит около ста стирок, с сушкой — вдвое меньше, хотя это зависит от материала. Эластичные части, если они есть, износятся быстрее самой маски. Прочнее всего хлопок.
  • Не стоит использовать слишком много моющего средства. Если оно полностью не смоется, то может вызвать раздражение на коже.

Также в статье говорится о простой проверке эффективности маски. Нужно ее надеть и попробовать задуть горящую спичку. Если пламя погасло, то маска так себе. Это не научно обоснованный совет, но он кажется разумным, потому что есть все больше оснований полагать, что вирус распространяется с мельчайшими каплями слизи.

На вакцины против коронавируса тратят слишком мало денег

Разные страны дали примерно $10 млрд, чтобы обеспечить будущие поставки вакцин против SARS-CoV-2. Сумма внушительная, но даже близко не достаточная, говорится в редакционной колонке The Economist.

От COVID-19 умерли около 700 тыс. человек, каждую неделю добавляется еще 40 тыс. смертей. Мировой ВВП в первом полугодии сократился где-то на 8% — это крупнейший спад со времен Великой депрессии. Поскольку ситуация катастрофическая, вероятно, вакцины удастся создать быстрее обычного. Но если это получится, то их не хватит на всех.

По грубым подсчетам, страны заказали примерно 4 млрд доз. Этого хватит только на половину населения планеты. Но каждому может понадобиться две или более доз. Какие-то из этих вакцин не получат регистрацию. Другие не обеспечат полную защиту. Третьи не подойдут пожилым людям. Так что даже те страны, которые заказали более двух доз на своих жителей, заказали слишком мало.

Вакцины-кандидаты с недоказанными эффективностью и безопасностью следует рассматривать как страховку, а не расточительство. Неизвестно, какая из них получится удачной. Правительства должны помочь фармацевтическим компаниям произвести десятки миллиардов доз задолго до того, как та или иная вакцина получит регистрацию. Какие-то придется выбросить, но остальные позволят быстро привить людей.

(Колонка The Economist вышла до того, как вакцина "Спутник V" была зарегистрирована в России. The Economist не обсуждает, следует ли регуляторам принимать такие решения, не имея достаточных данных о безопасности и эффективности. Речь идет только о договорах на поставки — прим. ТАСС.)

Даже если увеличить расходы вдесятеро — до $100 млрд, то это не так уж много по сравнению с $7 трлн, которые стоила поддержка экономики. Настоящим расточительством будет ждать, пока появится пригодная вакцина, и только потом начать производство. Если это позволит сократить время хотя бы на неделю, можно потратить все $200 млрд.

Чтобы бедные страны не остались ни с чем, вакцины для них надо субсидировать, а производство наладить в разных местах.

Избиратели могут обвинить политиков в том, что те тратят деньги на ветер, но нужно быть рациональным: страховку покупают до, а не после.

Подготовил Марат Кузаев

Читать на tass.ru
Теги