Пастеризация инактивировала коронавирус в грудном молоке

При этом охлаждение на SARS-CoV-2 практически не действует

СИДНЕЙ, 13 августа. /ТАСС/. Австралийские ученые доказали, что пастеризация, в отличие от хранения при низких температурах, инактивирует коронавирус нового типа в грудном молоке. Результаты их исследования опубликовал Journal of Paediatrics and Child Health. При этом специалисты отдельно отмечают, что возможность передачи коронавируса при кормлении грудным молоком не доказана, поэтому матери с COVID-19 могут не опасаться и продолжать кормить детей таким образом.

"Во время экспериментов мы пытались обезвредить пастеризацией такое большое количество вирусных частиц, какое не может находиться в грудном молоке женщины, которая больна коронавирусной инфекцией. Поэтому мы можем быть уверены в результатах нашего исследования", – рассказал один из авторов работы, сотрудник Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Грэг Уокер.

Вопрос о том, может ли беременная передать коронавирус нового типа своему ребенку, волнует ученых практически с самого начала эпидемии. Исследования говорят о том, что теоретически это возможно. Дело в том, что в плаценте и зародышевых клетках эмбриона есть большое количество рецепторов ACE2. Именно к ним присоединяются частицы SARS-CoV-2 при заражении организма.

Однако это вовсе не означает, что вирус обязательно перейдет от матери к ребенку. Наблюдения китайских ученых за беременными из "родоначальника" пандемии – города Ухань – показали, что ни одна из исследованных матерей с COVID-19 не передала болезнь своему ребенку. Однако специалисты отмечают, что в этом отношении нужны дополнительные исследования. Не доказаны и другие возможные способы передачи вируса от матери к ребенку – например, через грудное молоко.

Грудное молоко и коронавирус

В Австралии действует несколько банков донорского грудного молока. Эти организации собирают у кормящих матерей это молоко и распределяют его среди младенцев, которым оно нужно по медицинским показаниям, но которые по разным причинам не могут его получать. Во время пандемии их работа замедлилась, поскольку всех доноров начали тестировать на COVID-19.

Ученые одного из отделений австралийского Красного креста, которые занимаются таким донорством, вместе с коллегами из Университета Нового Южного Уэльса решили выяснить, как можно обезопасить детей, получающих молоко из донорских банков, от заражения коронавирусом и не дать таким организациям закрыться.

Исследователи проверяли, каким образом можно инактивировать частицы SARS-CoV-2 в грудном молоке. Для этого они заразили небольшие образцы грудного молока от доноров – свежего и замороженного. Затем их подогревали до 63 °С во время 30 минут, чтобы сымитировать процесс пастеризации, который молоко проходит в донорских банках. Оказалось, что после этого в образцах не оказалось ни одного "живого" образца вируса.

Кроме этого ученые проверили, как SARS-CoV-2 переносит долгое охлаждение. Зараженные вирусом образцы молока исследователи помещали в холодильник при температуре от 4 °С до –30 °С. Анализ показал, что даже после 48 часов при такой температуре ученые смогли обнаружить живые частицы SARS-CoV-2.

Таким образом пастеризация, в отличие от длительного охлаждения, может обезвредить коронавирус в грудном молоке. Поэтому банки грудного молока могут ускорить свою работу, не тестируя доноров на COVID-19, ограничиваясь только пастеризацией.

Ученые, однако, отдельно замечают, что кормление грудью остается для младенцев безопасным с точки зрения заражения COVID-19. "Тому, что коронавирус нового типа может передаваться посредством грудного молока, пока нет доказательств", – напомнила Лора Клейн, еще один автор исследования.