Высочайший ледовый купол Антарктиды признали самым "звездным" местом на Земле

Китайские ученые хотят построить здесь обсерваторию, которая сможет изучать самые тусклые и темные объекты во Вселенной

ТАСС, 29 июля. Астрономы выяснили, что так называемый ледовый купол Аргуса, самая высокая структура такого рода в Антарктиде, является идеальным местом для ведения астрономических наблюдений. Там можно увидеть максимально возможное количество звезд как невооруженным глазом, так и при помощи телескопов. Статью с выводами ученых опубликовал научный журнал Nature.

"Очень небольшое количество атмосферных помех вкупе с постоянно чистым и темным небом, а также низким уровнем теплового шума делают эту область идеальным местом для постройки оптических или инфракрасных телескопов. Подобные антарктические наблюдательные приборы не будут уступать в качестве картинки более крупным установкам, построенным в средних широтах", – пишут ученые.

Сегодня одна из главных проблем для астрономических наблюдений – световое загрязнение неба. Рассеянное освещение городов и объектов инфраструктуры оказывается ярче, чем свет большинства звезд на ночном небе. По оценкам ученых, в регионах с высоким уровнем светового загрязнения живет 80% жителей Земли, причем в развитых странах их доля составляет почти 99%.

Поэтому все новейшие наземные обсерватории сегодня строят в самых труднодоступных и малонаселенных областях планеты. Например, Европейская южная обсерватория и несколько американских телескопов располагаются в чилийской пустыне Атакама, другие обсерватории построены на склонах различных вулканов на Гавайских островах.

Кроме низкого уровня светового загрязнения у этих регионов есть еще два важных преимущества. Они расположены на относительно большой высоте относительно уровня моря, благодаря чему на фотографиях ночного неба появляется меньше искажений и помех, которые возникают из-за пыли и турбулентных потоков воздуха. Благодаря этому астрономы могут рассматривать космические объекты с очень маленькими угловыми размерами, то есть наиболее незаметные для наблюдателей с Земли.

Группа австралийских и китайских астрономов под руководством Биня Ма из Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук выяснила, что на территории Антарктиды есть еще более выгодная точка для наблюдений.

Астрономический идеал

К такому выводу ученые пришли, экспериментируя с телескопами и камерами, которые китайские инженеры разрабатывали для полярной станции "Куньлунь", которая находится на Австралийской антарктической территории. Она располагается неподалеку от так называемого ледового купола Аргуса (или купола А) – самого высокого ледового массива Антарктиды. Он находится на высоте в 4 тыс. м. над уровнем моря.

Эта область Антарктики считается самым холодным местом на Земле: температуры там часто достигают отметки в –80 °С, а в прошлом они доходили до –90 или даже до –98 °С. Поэтому для работы в таких условиях инженерам пришлось создавать почти "космические" оптические и электронные компоненты камер и телескопов.

Два подобных прибора на территории "Куньлуня" установили в начале прошлого года. Они располагаются на специальных выдвижных мачтах, которые могут подниматься на высоту в восемь метров. За последующие месяцы эти приборы получили около 45 тыс. снимков, анализ которых позволил Биню Ма и его коллегам очень точно оценить уровень помех, которые возникают у поверхности Земли и на разных высотах.

По их данным купол Аргуса значительно превосходит в этом отношении Атакаму, Гавайи и все другие области Антарктики, в том числе соседний купол Цирцеи, где ученые недавно проводились похожие замеры. В некоторых случаях, как отмечают исследователи, камеры получали изображение почти "космического" качества, различая объекты с угловым размером в 5–8 раз меньше, чем у самых небольших звезд на самых удачных снимках с высокогорных телескопов на Гавайях и в Чили.

Более того, чтобы получить идеальное качество картинки, телескоп здесь можно будет установить на гораздо более меньшую высоту. Это связано с тем, что особо плотный слой атмосферы у поверхности купола Аргуса оказалась примерно в два раза тоньше, чем в других областях Антарктики.

Благодаря этому 2,5-метровый телескоп, установленный в этой точке Антарктики, будет превосходить по качеству получаемых изображений более крупные шестиметровые телескопы, построенные в средних широтах Земли. Как надеются ученые, подобные соображения убедят правительство Китая одобрить постройку предложенного ими проекта обсерватории KDUST, которая должна будет изучать самые темные и тусклые объекты Вселенной.