РНК-препарат от коронавирусной инфекции проверили на хомячках и макаках

Она в целом показала себя хорошо. Теперь очередь за испытаниями на людях

ТАСС, 9 июля. Биологи из Южной Кореи разработали короткие молекулы РНК, которые блокируют размножение коронавируса нового типа в зараженных клетках, и успешно проверили их действие на макаках-резусах и сирийских хомячках. Предварительные результаты работы ученые опубликовали в электронной научной библиотеке bioRxiv.

"Мы синтезировали 61 разную вариацию коротких молекул РНК, которые предположительно могут подавлять размножение SARS-CoV-2. Одна из них, взаимодействующая с вирусным ферментом RdRp, значительно снизила концентрацию вирусных частиц в организме обезьян и хомячков", – пишут исследователи.

Сейчас исследователи со всего мира нашли лишь несколько препаратов, которые могут воздействовать на коронавирус нового типа (SARS-CoV-2). Это фавипиравир (в России он выпускается под названием авифавир), ремдесивир и рекомбинантный белок интерферон-2-альфа.

Эти препараты создавали для борьбы с вирусом гриппа, гепатитом C и лихорадкой Эбола, однако уже зарекомендовали себя в лабораторных экспериментах на клеточных культурах, цель которых – найти лекарства против коронавируса.

Как показали последующие опыты и применение этих препаратов, они помогают далеко не всем пациентам и не могут предотвратить заражение коронавирусом, а также подавить легкие формы инфекции. Поэтому подобные лекарства нельзя использовать для профилактики COVID-19.

Группа корейских биологов под руководством Сона Тхэ-чона сделала большой шаг к решению этой проблемы. Они экспериментировали с вариациями коротких РНК-молекул, которые могут присоединяться к разным генам SARS-CoV-2 и блокировать их работу.

Блокировка коронавируса

Подобный подход, как отмечают исследователи, уже успешно применяли в экспериментах с вирусом атипичной пневмонии (SARS-CoV), близким родичем возбудителя COVID-19. Это натолкнуло ученых на мысль провести аналогичные опыты. Для них специалисты создали 61 вариацию коротких РНК, которые могут соединяться с ключевыми частями генома коронавируса нового типа.

В частности, корейские биологи создали молекулы, которые блокируют работу полимеразы RdRp – фермента, который собирает новые копии РНК коронавируса, а также различные белки его оболочки и мембраны. Проверив их работу на культурах клеток, зараженных SARS-CoV-2, биологи выделили шесть наиболее эффективных вариантов коротких РНК. После ученые отобрали среди них одну, которая была наименее подвержена мутациям.

Эта молекула, известная пока под названием miRNA-14, блокирует работу ключевой части полимеразы, которая играет важную роль в размножении вируса и поэтому почти не меняется по мере накопления мутаций в его геноме. Ученые отмечают, что по характеру своей работы она похожа на противовирусный препарат ремдесивир, который действует на ту же часть полимеразы.​ Ее работу биологи проверили на нескольких десятках сирийских хомячков (Mesocricetus auratus) и трех макаках, зараженных SARS-CoV-2 и получивших разные дозы miRNA-14.

Как показали эти опыты, малые и большие дозы этого препарата предотвратили видимые симптомы коронавирусной инфекции у хомячков и значительно уменьшили количество вирусных частиц в их организме.

Большие дозы положительно повлияли и на здоровье обезьян. Вирус полностью не исчез из их организма, однако количество его частиц уменьшилось в два-три раза, температура их тела пришла в норму, исчезли проблемы с работой кишечника, которые вызывает COVID-19.

Успешное завершение этих опытов, как отмечают ученые, открывает дорогу для разработки систем по введению miRNA-14 в организм человека и начала клинических испытаний с участием людей.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей следует относиться осторожно.