Гены уязвимости к коронавирусной инфекции достались человечеству от неандертальцев

Больше всего их у жителей Бангладеш – возможно, поэтому в этой стране так много людей умирает от последствий COVID-19
Реконструкция Homo neanderthalensis AP Photo/Martin Meissner
Реконструкция Homo neanderthalensis
© AP Photo/Martin Meissner

Гены, которые связаны с осложнениями при коронавирусной инфекции, встречаются не только у современных людей, они были и у неандертальцев. Именно от них наши предки могли унаследовать эти гены, считают авторы статьи, которую опубликовал научный журнал Nature

"Эта вариация гена встречается в геномах современных людей очень неравномерно – она есть в ДНК примерно 30% жителей Южной Азии, 8% европейцев и 4% американцев и крайне редко встречается в Восточной Азии. Это может объяснять то, почему выходцы из Бангладеш, которые живут в Великобритании, примерно в два раза чаще умирают от COVID-19, чем остальные британцы", – пишут ученые.

В предыдущих исследованиях ученые выяснили, что на вероятность заполучить тяжелые формы коронавирусной инфекции могут повлиять самые разные факторы – хронические заболевания легких, сердечно-сосудистой системы и почек, диабет и ожирение. Кроме того, повышенный риск на осложнения при COVID-19 у носителей второй группы крови и некоторых генетических особенностей.

Одну из самых опасных генетических вариаций, связанных с тяжелой формой коронавирусной инфекции, ученые недавно выделили в третьей хромосоме человека. Она включает в себя ген SLC6A20 и несколько соседних с ним участков ДНК. Предположительно эта вирация повышает шансы на попадание в реанимацию и смерть почти в два раза.

​​​​Сванте Паабо, палеогенетик, который расшифровал геном неандертальцев, а также его коллега Хуго Цеберг, выяснили происхождение этого участка хромосомы. Они обратили внимание на необычный характер связей между присутствующими в нем генами.

Опасное наследие неандертальцев

Ученые заметили, что гены третьей хромосомы, связанные с коронавирусом, были выделены в две обособленных структуры, которые были необычно длинны для связанных между собой участков генома. Схожим образом устроены те сегменты ДНК, которые современные люди унаследовали от неандертальцев, денисовцев и других древних представителей рода Homo.

Руководствуясь подобными соображениями, Цеберг и Паабо изучили структуру аналогичной части третьей хромосомы у неандертальцев, которые жили в хорватской пещере Виндия и в пещерах на Алтае, а также у их соседей – денисовцев.

Этот анализ показал, что неудачные версии генов из третьей хромосомы доминировали в геномах европейских неандертальцев и встречались у некоторых их алтайских родичей. При этом в ДНК денисовцев, а также современных жителей Африки, чьи предки никогда не контактировали с представителями древних Homo, их не было. Это говорит о том, что современные люди унаследовало эти вариации генов от неандертальцев, а не от кроманьоцев или денисовцев.

Что интересно, "неандертальская" версия третьей хромосомы встречается среди разных популяций людей с очень разной частотой. Чаще всего она встречается в геномах жителей стран Южной Азии и Европы, тогда как в других регионах мира ее распространенность оказалась значительно ниже.

С чем это связано, ученые пока не могут точно сказать. Однако учитывая связь гена SLC6A20 с работой иммунитета, они предполагают, что "неандертальская" версия этого участка третьей хромосомы может защищать ее носителей от других опасных инфекций. В пользу этого, в частности, говорит то, что неудачные вариации участка SLC6A20 и связанных с ним генов крайне редко встречаются в Восточной Азии, где коронавирусы широко распространены в дикой природе.

Дальнейшее изучение этой части генома неандертальцев, как надеются Паабо и Цеберг, поможет им понять, как именно она связана с тяжелыми формами коронавирусной инфекции и как эта особенность неандертальцев могла быть связана с их быстрым исчезновением 40-45 тысяч лет назад.