Компьютерная модель подтвердила "степную" теорию эволюции человека

Ученые считают, что ключевым фактором превращения человекообразных обезьян в человека стало то, что наши предки "слезли с деревьев" и стали жить в африканских саваннах

ТАСС, 16 июня. Американские эволюционисты доказали, что скорость развития нервной системы многоклеточных животных зависит от того, насколько сложна топография среды, в которой они обитают. Это объясняет то, почему мозг человека начал расти после появления в Африке саванн. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Сухопутные и морские животные живут на Земле примерно равное количество времени, однако первые, как правило, гораздо сообразительнее вторых. Мы показали, что главным движущим фактором эволюции мозга выступает окружающая среда", – прокомментировал исследование один из его авторов, профессор Северо-Западного университета в Эванстоне (США) Малкольм Макайвер.

Антропологи давно считают, что одним из главных движущих факторов человеческой эволюции стал меняющийся климат Африки. Примерно 3 млн лет назад с этого континента исчезла значительная часть лесов. Из-за этого предки австралопитеков и первых представителей рода Homo "слезли с деревьев" и стали жить в саваннах.

Жизнь в подобных условиях, по мнению многих ученых, заставила наших предков научиться ходить на двух ногах и создавать орудия труда. Благодаря этому они перешли на более питательную мясную пищу, в результате чего мозг человека смог дорасти до нынешнего объема.

Это утверждение, как отмечают Макайвер и его коллеги, сегодня вызывает множество споров среди биологов, антропологов и палеонтологов, так как ученые пока не могут точно сказать, что именно – рост мозга или переход на новую диету – произошло первым. Это связано с тем, что в последние годы исследователи нашли сразу несколько намеков на то, что люди начали есть высококалорийную пищу еще до того, как стали создавать орудия труда.

Первопричина эволюции человечества

Макайвер и его команда нашли новое объяснение тому, почему после перехода к жизни в степных условиях мозг человека увеличился. Для этого они с помощью компьютерной модели просчитали эволюцию и поведение хищников и жертв на протяжении множества поколений.

Согласно их модели, оба типа животных обитали в виртуальном пространстве, по которому они могли свободно перемещаться. Задача хищника заключалась в том, чтобы поймать жертву, а жертва должна была сбежать от него и скрыться в виртуальной "норе".

Ученых интересовало, как будут меняться стратегии поведения животных, если в окружающем пространстве не будет никаких препятствий, подобно тому, как взаимодействуют морские хищники и их жертвы, или же в обратной ситуации, которая имитирует саванну, леса или другие экосистемы суши.

Расчеты показали, что при полном отсутствии препятствий, а также в условиях, идентичных густым лесам, и хищникам, и жертвам выгоднее всего полагаться на глаза и другие органы чувств. При некотором "среднем" количестве препятствий преуспевали те виртуальные хищники и жертвы, которые умели планировать свои действия и предсказывать поступки их противников. То есть во втором случае животным нужен был относительно развитый интеллект.

В реальном мире подобные условия, как отмечают исследователи, характерны для африканских саванн, южноамериканской пампы и лесостепей Евразии. Эта особенность и необходимость рассчитывать свои действия для выживания, по мнению ученых, могла стать одним из важнейших факторов, из-за которых мозг человека стал расти.

Его увеличение, в свою очередь, повлекло за собой все последующие изменения, связанные с превращением древних гоминид в первых представителей рода Homo. Это говорит о том, что появление саванн было и главным "спусковым крючком", и двигателем эволюции человечества, заключают ученые.