Археологи проведут раскопки средневековых поселений, найденных в тайге в Хабаровском крае

По версии ученых, в поселениях на Хехцире жившие тысячу лет назад люди скрывались от набегов других племен

ХАБАРОВСК, 11 июня. /ТАСС/. Археологи начали летний полевой сезон по исследованию средневековых поселений, найденных в глухой тайге на склонах горного хребта Хехцир в Хабаровском крае. Ученые проведут раскопки, которые могут подтвердить, что жившие тысячу лет назад люди укрывались в этих местах во время набегов враждебных племен, сообщил ТАСС сотрудник Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова Михаил Габрильчук.

"Все поселения расположены в тайге на высоте более 200-250 м над уровнем моря, что достаточно необычно. Рабочая версия такова, что эти места использовались в качестве временных на моменты набегов других племен или военной опасности. В пользу этой версии говорит и тот факт, что поселения бедны на артефакты: люди не пользовались большим количеством предметов в условиях временного проживания", - сказал Габрильчук.

По его словам, археологи рассчитывают во время полевого сезона найти новые подтверждения этой теории.

Неожиданные находки

Горный хребет Хехцир находится в двух десятках километров к югу от Хабаровска. Его видно даже с центральной набережной города. Горы покрывает непролазная тайга. Дома, дороги и дачи окружают 45 тыс. га территории между реками Амур и Уссури, а ее первозданный вид оберегает заповедник "Большехехцирский".

Первые археологические находки на хребте, на берегу Амурской протоки, сделали в середине ХХ века. Археологи находили здесь поселения, керамику, каменные орудия, культовые вещи и даже следы керамического производства Осиповской культуры, существовавшей в пятнадцатом тысячелетии до нашей эры.

В 2013 году ученые решили найти в этих местах выходы поделочного камня, который древние люди могли использовать для изготовления орудий труда. Эту задачу поиски тогда не решили, но привели к неожиданному результату - обнаружению новых поселений на значительном удалении от Амурской протоки, в пяти-шести километрах от известных до этого памятников, выше в горах. Впоследствии среди небольших впадин в тайге специалисты распознали очертания древнего поселения из более чем 30 разных строений. Найденные там фрагменты керамики относятся к первому тысячелетию нашей эры.

"Возникла мысль: а что если люди, селившиеся здесь, заходили и дальше в богатый дичью лес? Решив проверить эту теорию, я провел еще несколько выездов в заповедник и наткнулся на небольшой холм, оказавшийся курганным могильником. После в этом месте обнаружились группы таких могильников, расположенные на расстоянии друг от друга, а за береговым валом - около 20 котлованов жилищ", - рассказал Габрильчук. Спустя тысячелетия от жилищ полуземляночного типа остались лишь оплывшие очертания.

В 2017 году у реки Быкова группа археологов во главе с Габрильчуком провела новые раскопки. Для этого специалисты остановились на одном из кордонов заповедника, откуда добирались к месту работ через кусты и густой лес. Это более километра, а с собой до десяти килограмм оборудования на каждого - лопаты, совки, секаторы, кисти, пилы, ведра для выноса грунта, фотоаппараты и другое. "Тот выезд пришелся на конец июня - много комаров, мошки, еще больше клещей - все прелести дальневосточной тайги. И не столько страшны для нас были встречающиеся повсюду следы тигров и медведей, сколько насекомые", - признался археолог.

Когда ученые заходили на участок для раскопок, пошел дождь, что считается хорошей приметой. И на месте одного из предполагаемых строений поселения специалисты нашли очаг, отщепы камня, оставшиеся после изготовления орудий, керамику - темно-коричневые фрагменты сосудов с лепными валиками.

Нехарактерные поселения

В последующие выезды ученые решили изучить территорию возле маленьких речек на северных склонах хребта. Сотрудники заповедника рассказывали, что видели там похожие по описаниям археологов холмики. Отправившись туда, Габрильчук нашел еще несколько поселений с 15-30 разными постройками в каждом. Некоторые из них по очертаниям были довольно большими, они могли служить местом общего сбора живших тогда людей.

"Поселения, стоянки, другие памятники археологии, обнаруженные в Хабаровском крае, расположены преимущественно вдоль Амура, Амурской протоки, других рек и озер, богатых рыбой и подходящих для охоты на животных (которые приходили туда на водопой). Новые найденные поселения в заповеднике находятся на значительном удалении от Амурской протоки на склонах гор, что нехарактерно", - отметил сотрудник музея, добавив, что в этих местах нет крупных водоемов, непригодны они и для земледелия.

Всего в предгорьях Хехцира обнаружено 11 поселений, последние - уже в мае этого года. Крупнейшее из всей цепочки поселений на Хехцире нашли на берегу реки Половинка, оно состоит примерно из 70 строений. Во всех найденных поселениях жили несколько сотен человек, существовали они, как считает археолог, практически одновременно. Найденные артефакты датируются первым тысячелетием нашей эры - ранним Средневековьем.

По мнению Габрильчука, поселения могли принадлежать представителям племен мохэ, которые в IV-VI веках жили вдоль Амура, Зеи, Сунгари и Уссури. Это также могут быть "отголоски" первого государства тунгусо-маньчжуров Бохай или окраины империи чжурчжэней, просуществовавшем с XII до середины XIII веков.