Американскую РНК-вакцину от коронавируса протестировали на мышах и обезьянах

Благодаря ей в организме животных выработалось множество антител, которые могут бороться с возбудителем COVID-19

ТАСС, 29 мая. Американская "саморазмножающаяся" вакцина LION успешно защитила организм мышей и обезьян от заражения коронавирусом нового типа. Предварительные результаты испытаний разработчики препарата опубликовали в электронной научной библиотеке bioRxiv.

"Наши опыты показали, что одиночная инъекция вакцины заставляла организм грызунов и обезьян производить антитела, которые могут нейтрализовать коронавирус нового типа (SARS-CoV-2), примерно в таких же количествах, как и организм людей, которые переболели COVID-19. Все это говорит о перспективности дальнейшей разработки РНК-вакцин такого типа", – пишут исследователи.

За последние месяцы ученые из многих стран начали испытывать различные вакцины от коронавируса нового типа. Часть из них проверяют в экспериментах на животных, а другие – на добровольцах. Первые итоги испытаний, как ожидают ученые, станут известны лишь примерно через полтора года, если методика тестирования вакцин не поменяется. Например, испытания российских вакцин обещают начать уже в июне.

Многие препараты основаны на непроверенной технологии, согласно которой в человеческие клетки нужно вводить фрагменты РНК, заставляя их производить большое количество белков вируса. Ученые разрабатывают и классические инактивированные и рекомбинантные вакцины на основе ослабленных вирусных частиц и готовых фрагментов оболочки вируса. И в том, и в другом случае наладить массовое производство этих препаратов будет очень сложно, а гарантий успеха пока нет.

Первые успехи

Один из подобны экспериментальных препаратов – вакцина LION, которую разработали ученые под руководством профессора Университета штата Вашингтон (США) Деборы Фуллер вместе со специалистами фармацевтической компании HDT. Она представляет собой жировые наночастицы, которые могут проникать в клетки человека и доставлять внутрь них фрагменты РНК вируса.

Главное отличие этой вакцины от других препаратов такого рода состоит в том, что она основана на саморазмножающейся вирусной РНК, которая может копировать себя, но не формировать новые вирусные частицы. Подобный подход, как надеялись ученые, заставит организм пациента вырабатывать больше вирусных белков. В результате сильный иммунный ответ появится с большей вероятностью.

Чтобы проверить, так ли это на самом деле, Фуллер и ее коллеги испытали вакцину на трансгенных мышах и свинохвостых макаках. Опыты подтвердили, что благодаря одиночным инъекциям небольших доз вакцины организм приматов и грызунов действительно начал вырабатывать большие количества антител, которые могут соединяться с разными частями оболочки SARS-CoV-2 и нейтрализовать вирус. Последующие опыты показали, что вакцина одинаково хорошо действовала и на молодых, и на пожилых животных, защищая их от атак коронавируса.

Подобные результаты, как отмечают исследователи, открыли дорогу для проведения клинических испытаний LION, которой теперь дали новое название – HDT-301. Как надеются ученые, эксперименты на добровольцах быстро помогут им доказать, что вакцина безопасна для человека и действует на него так же эффективно, как на приматов и грызунов.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей следует относиться осторожно.