У окраски гадюк нашли новые функции. Она не только скрывает змею, но и отпугивает хищников

Для этого змеи "используют" эффект, который нейрофизиологи называют "слиянием мельканий"

ТАСС, 22 мая. Биологи из Финляндии выяснили, что зигзагообразный узор на спине обычных европейских гадюк не только скрывает их от взора окружающих, но и создает оптические иллюзии, которые мешают хищникам поймать змею, даже если они смогли ее заметить. Результаты работы ученые опубликовали в научном журнале Animal Behaviour.

"Мы проверили, могут ли зигзагообразные узоры на спине гадюк защищать их от атак хищников, как скрывая их от внимания, так и порождая оптические иллюзии, связанные со слиянием быстро движущихся полосок. Оказалось, что оба этих эффекта работают одинаково хорошо, что говорит о том, что защитная окраска животных может быть многофункциональной", – пишут исследователи.

Гадюки, гремучие змеи и их родичи из семейства Viperidae охотятся на мелких млекопитающих и рептилий из засады, выпрыгивая с огромной скоростью и буквально "вбивая" свои клыки в тело жертвы. Одним из секретов их успеха давно считается зигзагообразная маскировочная окраска их чешуи. Она помогает пресмыкающимся сливаться с лесной подстилкой и скрывать себя от внимания жертвы до того момента, когда та подойдет достаточно близко. Ученые предполагают, что эти же яркие узоры служат предупреждением для хищников, которые пытаются атаковать змею.

Финские биологи под руководством профессора Университета Ювяскуля (Финляндия) Джоанны Мэппс открыли у защитной окраски гадюк и другие свойства. Они наблюдали за тем, как несколько добровольцев пытались увидеть муляжи змей, а также реальных гадюк в лесах в окрестностях их города, а также на территории нескольких исследовательских станций.

Универсальный камуфляж

Во время опытов ученые проверили, как различия в окраске змей, их размерах, скорости движения и позе тела влияли на вероятность того, что человек или любой другой потенциальный хищник увидит ее.

Опыты показали, что появление зигзагообразных полосок любого цвета и размеров значительно снижало вероятность того, что гадюку любых размеров и типов окраски можно обнаружить. В свою очередь, наблюдения за скоростью движения уползающих змей показали, что они движутся достаточно быстро для того, чтобы породить эффект, который нейрофизиологи называют "слиянием мельканий".

Так ученые называют особый психофизический эффект, благодаря которому люди не воспринимают мерцаний любого источника света или объекта, если они происходят с достаточно большой частотой. Ярким примером этого могут послужить обычные лампы накаливания, которые вырабатывают вспышки света с частотой в 100-120 герц. В большинстве случаев человек не замечает их.

Этот эффект работает и на гадюк: если змея движется достаточно быстро, все полоски на ее теле сливаются в единое целое. Это, с одной стороны, запутывает наблюдателя, а с другой – мешает глазам человека или хищника определить направление движения и расстояние до уползающего пресмыкающегося. Схожую роль играют полоски на теле зебр, которые мешают мухам садиться на тело этих животных и заставляют львов считать, что их жертва бежит быстрее или медленнее, чем на самом деле.

В прошлом, по словам Мэппс и ее коллег, многие ученые считали, что маскирующая окраска животных выполняет одну конкретную задачу – скрывает их от внимания врагов или же отпугивают и запутывают хищников. Пример зигзагов на спине гадюк, как заключают исследователи, говорит о том, что эти представления далеко не всегда соответствуют истине.